Издание «За рулем» опубликовало материал об УАЗе, разработанном итальянской компанией Martorelli. Автор статьи Сергей Канунников подробно рассказал о попытках оснастить отечественные легковые автомобили и внедорожники дизельными двигателями. Вкратце он изложил историю дизельных УАЗов, начиная с модификаций от Martorelli и заканчивая собственными разработками.
Дизельный двигатель был бы полезен для ульяновских внедорожников, причем не столько из-за экономии топлива, сколько из-за тяговитости. В СССР стоимость топлива не была ключевым фактором для армии или государственных автопарков. За границей дизели уже устанавливали на УАЗ-469 и «буханки». Martorelli предлагала версии с двигателями Peugeot (76 л.с.) и FIAT (72 л.с.), а на УАЗ-469 также ставили 100-сильный мотор Venture Motori (VM).
В СССР с 1965 года НАМИ разрабатывал дизель НАМИ-0101 на базе ЗМЗ-21А. Этот 2,45-литровый вихрекамерный двигатель выдавал 60 л.с. при 4000 об/мин. Первым автомобилем с таким мотором стала «Волга» ГАЗ-21, а в 1966 году его усовершенствованную версию установили на УАЗ-469. В 1984 году на базе ЗМЗ-24 создали дизель мощностью 68 л.с. при 4500 об/мин, предназначенный для «Волги». Также велись работы над трехцилиндровым дизелем, но дальше экспериментов дело не пошло.
В 2024 году Ульяновский автозавод начал испытания УАЗов с дизельными двигателями и коробками передач от китайского производителя JAC, что может стать началом новой эры для этих автомобилей.