Китайские компании, предлагая привлекательные цены и обширный выбор, стремительно вошли на рынок России. Автосалоны открывались по всей стране с невероятной быстротой. И, как было сказано, не прошло и года, как дилеры начали закрывать свои шоурумы с таким же темпом. Является ли это признаком тенденции или временных трудностей, задается вопросом Quto.
Первоначально россияне восприняли доступные цены и более-менее приемлемое качество китайских автомобилей как настоящее сокровище. Многие утверждали, что купили «ласточек», не уступающих западным аналогам, по более низкой цене. Российский авторетейл и китайские производители отреагировали на бурный спрос, открывая дилерские центры вместо ушедших западных марок. Продажи стремительно росли, достигнув 565 тысяч в 2023 году и 962 тысяч в 2024, увеличившись на 70 процентов, согласно данным «Автостат».
Однако, как подчеркивает президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», Алексей Подщеколдин, за успешными цифрами скрывается тревожная реальность: многие дистрибьюторы могут столкнуться с банкротством из-за убыточной деятельности.
Если проанализировать статистику открытия и закрытия шоурумов в стране, можно заметить, что некоторым ритейлерам в весной 2025 года грозит финансовый крах. По данным на конец 2024 года, почти 60 процентов из 4 тысяч дилеров работали в убыток. Для поддержания деятельности им приходилось брать кредиты, однако высокая процентная ставка при марже в 1,5–2 процента существенно снижала прибыль.
К тому же, условия контрактов между китайскими производителями и продавцами постоянно изменялись, и многие дилеры сталкивались с проблемами логистики и поставок запчастей. Ограничения на импорт и трудности с сертификацией также внушали опасения. Эти факторы нарушили стабильность в бизнесе. Более того, стиль ведения дел в Китае часто отличался от привычного россиянам, отмечает редактор журнала «За рулём» Кирилл Милешкин.
Автомобильный рынок отразил общую ситуацию в стране. Замедление экономического роста сказалось на спросе на товары, включая автомобили, считает главный редактор «Эксперт» Алексей Харнас. Слабые игроки, пытаясь выжить, скорее всего, продолжат использовать старые методы, навязывая дополнительные услуги. Многие дилеры давно получают основную прибыль от продажи кредитов, но сейчас кредиты стали труднодоступными, что уменьшает доходы. В итоге, по мере продолжения кризиса, число автосалонов может сократиться в 2025 году, хотя стать лидером не так сложно, как считает Милешкин.