Не секрет, что у марки ВАЗ в СССР поклонников было больше. Однако и у почитателей «Москвича» находились свои веские аргументы, выходящие за рамки эмоций, сообщает эксперт журнала «За рулем» Сергей Канунников.
ВАЗ-2101, появившийся в 1970 году, стал настоящей сенсацией. Новый автомобиль, да еще и новой марки, вызвал небывалый ажиотаж, особенно среди любителей популярного и дефицитного «Москвича». Однако опытные автолюбители поначалу сомневались: вчерашний FIAT казался менее прочным, чем машины АЗЛК. В начале 1970-х на некоторых предприятиях «копейку» купить было проще, чем «Москвич-412».
По характеристикам «412-й» незначительно превосходил ВАЗ-2101: мощность двигателя 75 л.с. против 62 (64) л.с., разгон до 100 км/ч быстрее на секунду. Но в быту это было незаметно. Зато тормоза «Жигулей» с передними дисками явно выигрывали у барабанных тормозов «Москвича». Внешне «412-й» выглядел интереснее, но дизайн для советских автолюбителей был второстепенным.
К концу 1970-х ситуация изменилась: ВАЗ-2103 с модным дизайном и мощным двигателем стал самой престижной машиной после недоступной «Волги».