Skip to content Skip to footer

Дональд Трамп перекроит мировой авторынок до неузнаваемости

Введение американских пошлин на импорт автомобилей может серьезно подорвать европейскую автомобильную промышленность, лишив её статуса ключевого экспортного центра. Хотя Китай пострадает меньше, ему также придется искать обходные пути для доступа к американскому рынку, а потребителям в США придется столкнуться с повышением цен. Российский авторынок может оказаться в выигрыше от такого торгового передела, сообщает «Взгляд».

Длительное сохранение 25% пошлин может кардинально изменить автомобильные рынки Европы и Китая. Стремление Дональда Трампа перенести производство автомобилей в США предполагает долгосрочное действие этих пошлин, что может принести в бюджет США от 600 млрд до 1 трлн долларов и стимулировать экономический рост.

Автомобильный рынок США, с 15,8 млн проданных автомобилей в 2024 году, имеет огромное значение для производителей. Для сравнения, в ЕС было продано около 13 млн, а в России – 1,6 млн автомобилей.

Рынок США особенно важен для ЕС и Великобритании, особенно для премиум-сегмента. В 2023 году ЕС экспортировал в США около 1,1 млн легковых автомобилей на сумму почти 50 млрд евро, причем половина этого объема приходится на Германию, родину BMW, Mercedes, VW и Porsche. Однако экономика Германии уже два года находится в минусе, а автогиганты переживают кризис из-за падения продаж как внутри страны, так и в Китае.

Кризис переживает и британский Jaguar-Land Rover, и потеря рынка США станет серьезным ударом. Великобритания экспортировала в США 150 тыс. автомобилей, что составляет почти 20% всего британского экспорта легковых автомобилей.

Учитывая действующие ограничения в ЕС, такие меры приведут к сокращению экспорта, закрытию производств и реструктуризации бизнес-моделей. Немецкий автопром, переживающий трансформационный кризис, вероятно, ускорит перенос производств в США или сократит глобальное присутствие.

Mercedes и BMW уже переносят часть сборки в США. Volkswagen закрывает производственные площадки в Германии, увольняя сотрудников. В Германии автопром обеспечивает 5-7% ВВП и более 800 тыс. рабочих мест, поэтому рост безработицы в ЕС очень вероятен.

Проблемы в автомобильной промышленности приведут к спаду экономик ЕС и Великобритании, снижению экспортной выручки, сокращению занятости и падению доходов бюджета и ВВП. Великобритания особенно уязвима из-за меньшего внутреннего рынка и утраты инвестиций после Brexit.