Введение американских пошлин на импорт автомобилей может серьезно подорвать европейскую автомобильную промышленность, лишив её статуса ключевого экспортного центра. Хотя Китай пострадает меньше, ему также придется искать обходные пути для доступа к американскому рынку, а потребителям в США придется столкнуться с повышением цен. Российский авторынок может оказаться в выигрыше от такого торгового передела, сообщает «Взгляд».
Длительное сохранение 25% пошлин может кардинально изменить автомобильные рынки Европы и Китая. Стремление Дональда Трампа перенести производство автомобилей в США предполагает долгосрочное действие этих пошлин, что может принести в бюджет США от 600 млрд до 1 трлн долларов и стимулировать экономический рост.
Автомобильный рынок США, с 15,8 млн проданных автомобилей в 2024 году, имеет огромное значение для производителей. Для сравнения, в ЕС было продано около 13 млн, а в России – 1,6 млн автомобилей.
Рынок США особенно важен для ЕС и Великобритании, особенно для премиум-сегмента. В 2023 году ЕС экспортировал в США около 1,1 млн легковых автомобилей на сумму почти 50 млрд евро, причем половина этого объема приходится на Германию, родину BMW, Mercedes, VW и Porsche. Однако экономика Германии уже два года находится в минусе, а автогиганты переживают кризис из-за падения продаж как внутри страны, так и в Китае.
Кризис переживает и британский Jaguar-Land Rover, и потеря рынка США станет серьезным ударом. Великобритания экспортировала в США 150 тыс. автомобилей, что составляет почти 20% всего британского экспорта легковых автомобилей.

Учитывая действующие ограничения в ЕС, такие меры приведут к сокращению экспорта, закрытию производств и реструктуризации бизнес-моделей. Немецкий автопром, переживающий трансформационный кризис, вероятно, ускорит перенос производств в США или сократит глобальное присутствие.
Mercedes и BMW уже переносят часть сборки в США. Volkswagen закрывает производственные площадки в Германии, увольняя сотрудников. В Германии автопром обеспечивает 5-7% ВВП и более 800 тыс. рабочих мест, поэтому рост безработицы в ЕС очень вероятен.
Проблемы в автомобильной промышленности приведут к спаду экономик ЕС и Великобритании, снижению экспортной выручки, сокращению занятости и падению доходов бюджета и ВВП. Великобритания особенно уязвима из-за меньшего внутреннего рынка и утраты инвестиций после Brexit.