На складах лизинговых организаций скопилось около 30 тысяч единиц автотранспорта, значительную часть которого (порядка 50%) составляют грузовые автомобили. Специалисты и участники рынка связывают это с падением финансовой устойчивости предприятий, вызванным высокими процентными ставками и общим подорожанием.
Согласно информации, полученной изданием «Ъ», в 2024 году количество изъятой и перешедшей в собственность лизингодателей техники увеличилось в три раза. По оценкам представителей отрасли, половина этого объема приходится на грузовой транспорт. «Европлан» сообщает о наличии у себя 3,5 тысяч единиц техники, где 40% – это легковые автомобили.
Для оптимизации расходов лизинговые компании рассматривают возможность организации собственных площадок для реализации подержанных автомобилей. Однако их масштабы могут оказаться недостаточными для полноценной конкуренции с дилерскими сетями, учитывая, что рынок автомобилей с пробегом в 2024 году достиг 6 млн легковых и 218 тыс. грузовых машин.
Аналитики выражают опасения относительно перспектив рынка новых грузовиков, поскольку клиенты могут предпочесть приобретение техники из стоков новым моделям. Особенно заметно обесцениваются китайские автомобили, приобретенные в 2022-2023 годах. Некоторые лизингодатели надеются на снижение объемов изъятий во втором квартале, но их прогнозы напрямую зависят от уровня ключевой ставки и мер государственной поддержки.