С начала мая 2025 года в России вступает в силу обновлённый порядок расчёта утилизационного сбора на импортируемые автомобили. Данная мера направлена на стандартизацию процесса таможенного оформления, в особенности для транспортных средств, поступающих через страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Ожидается, что эти изменения окажут влияние на структуру авторынка и, вероятно, приведут к увеличению цен на автомобили.
Новая формула расчёта утильсбора предполагает, что финальная сумма будет определяться на основе средней рыночной стоимости автомобиля, заявленной Минпромторгом, а также фактических затрат на его приобретение до уплаты сбора. Для минимизации суммы сбора импортёру потребуется предоставить полный пакет документов, включая договор купли-продажи, счета-фактуры, транспортные накладные и прочие необходимые бумаги. В случае отсутствия полного комплекта документов сбор будет рассчитываться по максимальной ставке, которая может превышать 60% от стоимости автомобиля, что значительно увеличит расходы на его таможенное оформление.

Основной целью нововведений является пресечение схем обхода таможенных правил через страны ЕАЭС, в частности, через Киргизию и Беларусь. Ранее такой способ позволял существенно экономить, особенно при коммерческом импорте для последующей перепродажи. Теперь эти схемы станут менее выгодными, поскольку стоимость оформления будет унифицирована независимо от страны ввоза.
Изменения не затронут физических лиц, ввозящих автомобили с объёмом двигателя до трёх литров для личного пользования, при условии, что они не будут проданы в течение года. Для этой категории сохранится льготный утилизационный сбор в размере 3400 рублей для новых автомобилей и 5200 рублей для подержанных. Наибольший рост цен ожидается на автомобили, импортируемые через страны ЕАЭС. Эксперты прогнозируют возможное подорожание на 20–25%. При средней стоимости таких автомобилей в 3,5–4 миллиона рублей, увеличение цены может достигать миллиона рублей за единицу.