Skip to content Skip to footer

Расчеты утильсбора прошли пересмотр, покупателей авто ждут серьезные изменения

С 1 мая 2025 года в России вступает в силу новая методика расчета утилизационного сбора на импортируемые автомобили. Теперь размер сбора будет определяться на основе обновленной формулы, учитывающей базовую ставку, среднерыночную стоимость автомобиля, установленную Минпромторгом, и фактические расходы покупателя до момента оплаты сбора. Для подтверждения понесенных затрат необходимо будет предоставить в таможенные органы полный комплект документов. При отсутствии необходимых бумаг, сбор будет рассчитываться по максимальной ставке, которая может превышать 60% от стоимости транспортного средства.

Для физических лиц сохраняются льготные условия. В случае ввоза автомобиля с объемом двигателя до 3 литров для личного пользования, без последующей продажи в течение года, утилизационный сбор будет взиматься в сниженном размере – 3400 или 5200 рублей, в зависимости от года выпуска машины.

В связи с данными изменениями ужесточаются правила в отношении так называемых «серых» схем импорта автомобилей через страны ЕАЭС. Схема ввоза через Киргизию, Беларусь и другие страны союза ранее позволяла снизить размер уплачиваемого сбора, однако теперь размер сбора для таких автомобилей будет равен сумме, взимаемой при прямом ввозе в Россию. Это, вероятно, приведет к увеличению стоимости машин, ввозимых из этих стран, примерно на 20-25%, что для автомобилей стоимостью 3,5-4 миллиона рублей означает подорожание почти на миллион.

Аналитики прогнозируют, что увеличение утилизационного сбора вызовет постепенное повышение цен не только на новые партии импортируемых автомобилей, но и на весь автомобильный рынок в целом. В первую очередь подорожают свежеввезенные иномарки, но со временем вырастет и среднерыночная стоимость других автомобилей.

Ожидается, что импортерам придется собирать и предоставлять больший объем документации при ввозе автомобилей, чтобы избежать применения максимальной ставки сбора. Нововведения направлены на регуляцию рынка и пресечение возможности уклонения от уплаты сборов через ЕАЭС.

Несмотря на сохранение льгот для определенных категорий граждан, общая тенденция указывает на удорожание автомобилей. При этом цель изменений — сделать правила более прозрачными и понятными для всех участников рынка.