В конце 80-х годов прошлого века на московском автомобильном заводе АЗЛК был запущен в разработку смелый проект. Инженеры представили модель АЗЛК-2144 «Истра», задуманную как воплощение передовых технологий и символ будущего советского автомобилестроения. Однако именно это и предопределило её судьбу. Эксперт портала cenyavto.com проанализировал недостатки этого автомобиля.
В конструкции «Истры» были заложены технологии, не применимые в условиях массового производства в СССР. Кузов автомобиля был полностью изготовлен из алюминия – материала, требующего специальных условий обработки и сборки. Для запуска серийного производства потребовалась бы полная модернизация производственных мощностей, закупка нового оборудования и переподготовка большого числа специалистов.
Одной из самых запоминающихся особенностей стали вертикально поднимающиеся двери, которые и в наши дни считаются экзотикой. Несмотря на эффектный внешний вид, техническая реализация дверей была далека от совершенства. Такая конструкция требовала сложных и надежных механизмов: усиленных петель, мощных гидравлических стоек и идеальной точности подгонки деталей. В условиях дефицита комплектующих, характерного для позднего СССР, это оказалось невыполнимой задачей.
Значительные трудности возникли и с оснащением автомобиля. «Истра» должна была получить передовые для своего времени системы: проекционный дисплей на лобовом стекле, систему ночного видения, адаптивную подвеску и автоматическую коробку передач. Несмотря на привлекательность этих идей на бумаге, советская промышленность не имела возможности обеспечить их массовое внедрение. Любая поломка привела бы к дорогостоящему ремонту, а обслуживание такого автомобиля было бы крайне затруднительным.
Проект остался лишь смелым замыслом, так и не воплощенным в жизнь. Единственный экземпляр автомобиля сегодня находится на ВДНХ, где он является музейным экспонатом, напоминающим о грандиозных планах советского автопрома, которые не соответствовали реальным возможностям страны.