В преддверии 80-летия Великой Победы журнал «За рулем» представил уникальные образцы советской бронетехники, чудом уцелевшие до наших дней и ставшие экспонатами музея парка «Патриот» в Московской области. Среди них – легендарный Т-34 раннего выпуска (весна 1934 года) и редчайший пятибашенный Т-35.
Семейство легких танков БТ, известных как «быстроходные танки», выделяется своей новаторской колесно-гусеничной конструкцией.
Разработанный в Харькове в 30-е годы на базе американского танка М1931, БТ-2 обладал выдающейся удельной мощностью – 35,4 л.с. на тонну. При массе 11,3 тонны и противопульном бронировании, танк, передвигаясь на колесах по шоссе, развивал скорость до 70 км/ч, что впечатляет даже сегодня.
Подвеска Кристи, индивидуальная пружинная («свечная») для каждого катка, стала важной вехой в советском танкостроении. Впоследствии эта конструкция была применена и на средних танках Т-34. Отличительной особенностью БТ-2 было наличие управляемых передних колес.
Двигателем служила танковая модификация четырехтактного карбюраторного авиационного V12 жидкостного охлаждения М-5-400 (копия американского Liberty) мощностью 400 л.с. при 1650 об/мин. Основным вооружением была 37-мм пушка Б-3, созданная на основе немецкого орудия Rheinmetall на заводе №8 им. Калинина в Подмосковье.
Боевое крещение БТ-2 состоялось в 1939 году в боях на реке Халхин-Гол. Эти танки также участвовали в советско-финской войне 1939-1940 годов.
Значительная часть этих машин была потеряна в сражениях летом-осенью 1941 года.
Сохранившийся экземпляр представляет собой «гибрид»: подбашенный лист и башня от БТ-2 установлены на шасси более поздней модификации – БТ-5.