На фоне циркулирующих предположений о вероятном возобновлении деятельности известных автомобильных компаний в России, определенная часть потенциальных клиентов заняла выжидательную позицию. Подобная осмотрительность обусловлена не только надеждами на удешевление стоимости автомобилей, но и высокими процентными ставками банков, которые создают впечатление, что инвестиции более выгодны, чем крупные приобретения. «Известия» попытались разобраться, насколько обоснованы подобные ожидания.
Согласно информации, предоставленной «Автостатом», около четверти автолюбителей питают надежды на возвращение крупных автомобильных марок, но фактически ни один из гигантов автомобильной индустрии официально не подтвердил подобные намерения. Renault лишь допустила возможность возвращения, Toyota провела закрытую встречу с бывшими дилерами, а Hyundai категорически опровергла слухи о возобновлении продаж Kia в 2025 году.
Аналитики убеждены, что даже при наличии у компаний желания вернуться, осуществить это будет непросто. Санкционные ограничения, политическая нестабильность и жесткие требования со стороны России, касающиеся создания совместных предприятий, передачи технологий и увеличения налоговых выплат, значительно усложняют процесс возвращения.

Показательным примером является KGM (ранее SsangYong), чьи автомобили предлагаются по цене от 3,5 до 7 миллионов рублей, и это при отсутствии санкционных ограничений. В целом, за последние два года цены на модели ушедших с рынка брендов выросли почти вдвое. Бюджетные автомобили практически исчезли, а цена на седаны B-класса начинается от 2 миллионов рублей. Эксперты сходятся во мнении, что вернуть доступные цены возможно только путем локализации производства.
В то же время даже те марки, у которых остались производственные мощности в России, столкнутся с длительным периодом восстановления производства, требующим как минимум года и значительных финансовых вложений. Кроме того, импорт недорогих автомобилей стал невыгодным из-за повышения утилизационного сбора.
Покупателям не стоит надеяться на существенное снижение цен. В текущей ситуации на рынке наблюдается неустойчивый баланс: автопроизводители реалистично оценивают спрос и складские запасы. Дилерские центры предлагают скидки, в среднем до 300 тысяч рублей, а в некоторых случаях достигают миллиона. Однако уже в летний период могут быть отменены льготные программы кредитования и рассрочки.
Прогнозы на будущий год неутешительны: ожидается увеличение стоимости автомобилей на 3–4%.