Российский авторынок вновь столкнется с переменами, которые ощутимо скажутся на бюджете автовладельцев. Грядущая корректировка утилизационного сбора, вступающая в силу с 1 мая, кардинально меняет условия для покупателей, особенно тех, кто приобретает импортные автомобили. Детали обновленной системы были раскрыты Максимом Агаджановым, управляющим директором группы компаний «Альфа-Лизинг», в беседе с изданием «Коммерсант».
Ключевое изменение заключается в пересмотре принципов начисления утильсбора. Теперь в расчёт будет включена не только установленная ставка, но и разница между таможенными пошлинами, действующими в России и странах ЕАЭС. Это означает, что при ввозе автомобиля, например, из Казахстана, где пошлина ниже, покупателю в России придется компенсировать эту разницу. И это может привести к значительному удорожанию.
Наиболее ощутимо повышение цен затронет автомобили, импортируемые по схеме параллельного импорта. Речь идёт, как правило, о машинах премиального класса – кроссоверах, внедорожниках и дорогих седанах, часто с пробегом, но с хорошей комплектацией. В последние годы именно они стали популярным способом приобретения автомобилей для состоятельных россиян, не желающих или не имеющих возможности покупать новые автомобили у официальных дилеров.
По словам Агаджанова, цены на такие автомобили могут вырасти как минимум на 20%, а в некоторых случаях и до 25%. Таким образом, автомобиль, который ранее стоил, например, 4 миллиона рублей, может подорожать до 4,8–5 миллионов рублей уже в мае. И это не маркетинговая уловка, а прямое следствие новой системы налогообложения.
Фактически государство пересматривает подход к «льготному» импорту автомобилей из стран ЕАЭС, закрывая возможность, которой активно пользовались поставщики. Формально это представлено как упорядочение правил и поддержка отечественного автопроизводства. Но по сути, это еще один фактор, делающий покупку автомобиля в 2024 году все более затратной.
В итоге, если вы планировали приобрести автомобиль, особенно через параллельный импорт, ближайшие дни могут стать последней возможностью сэкономить до четверти его стоимости. С 1 мая все расчеты будут производиться уже по новым правилам.