Когда говорят о Запорожском автозаводе, чаще всего вспоминают «горбатого» ЗАЗ-965, «ушастого» ЗАЗ-966 и, конечно, «Таврию». Но мало кто знает, что в начале 90-х на ЗАЗе создали уникальный коммерческий автомобиль, который мог навсегда изменить рынок легких грузовиков в Украине и СНГ.
Имя ему — ЗАЗ-2301 «Снага», что в переводе с украинского означает «Сила».
Украинская альтернатива «ГАЗели»
Проект появился на стыке эпох — разработка началась ещё в конце 80-х, при СССР, а финишная стадия пришлась уже на независимую Украину. В это время на рынке остро не хватало недорогого и практичного коммерческого транспорта. Пока в России начиналась эра «ГАЗели», запорожцы готовили свой ответ.
И он получился весьма интересным.

Компактный, манёвренный, перспективный
«Снага» была заметно компактнее конкурентов. Длина — 5 метров, ширина — 1,87 м, высота — 1,9 м. Колёсная база — 2920 мм. Снаряжённая масса — 1,5 тонны. Грузоподъёмность — 1000 кг, немного меньше, чем у ГАЗ-3302 (1500 кг), но зато маневренность и экономичность были на уровне.
Фургон внешне напоминал уменьшенную копию Ford Transit, что в 90-х выглядело очень современно. Но «начинка» у него была частично словацкая — в сотрудничестве с Трнавским автозаводом (ТАЗ), где выпускали Skoda 1203, позже известную как TAZ 1500.
Оригинальный дизайн и проверенные технологии
В отличие от «начинки», кабина у «Снаги» была полностью оригинальной — спроектированной украинскими дизайнерами. Простая, строгая, с прямыми линиями, она смотрелась стильно и утилитарно.
Под капотом — лицензионный 1,4-литровый двигатель Skoda на 57 л.с., 5-ступенчатая механика, задний привод. Подвеска — независимая спереди и рессорная сзади. Тормоза — дисковые по кругу. Максимальная скорость — 120 км/ч, расход — около 10 литров на 100 км.

Больше, чем просто фургон
ЗАЗ строил большие планы. «Снага» должна была стать основой целого семейства коммерческих автомобилей. Разрабатывались версии с двухрядной кабиной, самосвалы, грузовики с прицепом, дома на колесах. В перспективе — даже 8-местный микроавтобус «Галич», внешне напоминавший гибрид VW Transporter и Ford Transit, но с собственной украинской индивидуальностью.
Успех… и провал
Прототип «Снаги» прошёл все испытания. В 1995 году для демонстрации возможностей машины организовали автопробег длиной 5000 км — через Россию, Казахстан, Узбекистан и обратно. Автомобиль успешно преодолел весь путь.
На выставках фургон собирал положительные отзывы, в конструкцию вносили улучшения. Казалось, всё идёт к запуску в серию.
Но начался кризис. Финансирование сократилось, украинский рынок заполонили подержанные иномарки, спрос на отечественные новинки резко упал. Производство стало нерентабельным.
Конец мечты
До 1998 года собрали всего три предсерийных экземпляра «Снаги». Проект заморозили. В начале 2000-х ЗАЗ окончательно закрыл отдел перспективных разработок. Прототипы отправили на утилизацию. В том числе — уникальный «Галич». Под пресс пошли даже те машины, что успешно прошли испытания.
Так закончилась история амбициозного украинского проекта, который мог бы стать хитом на постсоветском пространстве — если бы появился чуть раньше… или если бы экономические условия были чуть стабильнее.
Что осталось?
Сегодня о «Снаге» помнят лишь энтузиасты и историки автопрома. Возможно, где-то в частной коллекции уцелел один из опытных образцов. Но для большинства эта история осталась лишь интересной «альтернативной реальностью», в которой украинский ЗАЗ мог стать производителем не только легковушек, но и коммерческой техники нового уровня.