Skip to content Skip to footer

Рынку грузовиков в РФ грозит кризис из-за высокой ключевой ставки

Участники конференции «Автостат» Analytic time», посвященной коммерческой технике, выразили мнение, что экономический спад в сочетании с высокими процентными ставками постепенно толкают отрасль к кризисной ситуации.

Особенно остро проблема стоит в сегменте крупнотоннажных грузовых автомобилей массой более 16 тонн. За первые четыре месяца 2025 года продажи этих машин составили всего 16 400 единиц, что вдвое меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

Падение продаж КАМАЗа составило 15%, что выглядит сравнительно неплохо на фоне китайских брендов, таких как SITRAK (снижение на 55%) и Shacman (снижение на 63%).

Значительное снижение объемов продаж наблюдается и у других производителей. Например, продажи Урала упали на 67%, а белорусского MAZ – на 68%. Европейские бренды, такие как Scania и Mercedes-Benz, также столкнулись с серьезными проблемами, потеряв 61% и 56% продаж соответственно.

Сергей Целиков, глава агентства «Автостат», объясняет кризис уходом ведущих европейских автопроизводителей с российского рынка, что привело к дефициту магистральных тягачей и резкому росту импорта. В 2023 году из-за активного ввоза тягачей и самосвалов образовались избыточные запасы.

Сегодня склады переполнены тяжелыми грузовиками, что практически приостановило импорт в ряде категорий. Ранее около 75% таких машин приобреталось в лизинг, но из-за повышения процентных ставок транспортные и строительные компании испытывают трудности с выполнением лизинговых обязательств.

Прибыльность грузового бизнеса не может конкурировать с банковскими ставками, достигающими 25-30% годовых. Это приводит к массовому возврату техники лизинговым компаниям. Дилеры испытывают трудности с реализацией накопленных запасов, а лизинговые компании вынуждены повторно утилизировать возвращенный автопарк.

По базовому прогнозу «Автостат», в 2025 году продажи тяжелых грузовиков могут сократиться на 40% и составить около 61 200 единиц. В случае благоприятного развития событий рынок упадет на 30% и достигнет примерно 71 400 машин. В негативном сценарии объемы продаж могут сократиться вдвое – до 41 000 единиц.