В России обсуждается возможность введения новых требований к автомобилям, касающихся наличия физических элементов управления для ключевых функций, а также внедрения стандартов кибербезопасности. Эти предложения прозвучали на заседании в Общественной палате, где рассматривались вопросы повышения безопасности автотранспорта. В настоящее время наблюдается тенденция оснащения автомобилей электронными экранами, с помощью которых осуществляется управление большинством систем.
Заместитель председателя Всероссийского общества автомобилистов Владимир Коробчак считает, что активное использование мультимедийных панелей создает дополнительные риски для водителя, так как требует больше времени и внимания для выполнения необходимых действий. Он подчеркнул необходимость обязательного наличия минимального набора физических кнопок в автомобилях для повышения безопасности движения, так как управление через дисплей может отвлекать сильнее, чем разговор по мобильному телефону.
Член Общественной палаты Валерий Солдунов согласился с коллегой, отметив, что замена обычных кнопок сенсорными панелями усложняет эксплуатацию автомобиля и увеличивает время, необходимое водителю на выполнение операций, что приводит к большему отвлечению от дороги. Также обсуждались современные системы безопасности, которые способны предупреждать водителя о дорожных знаках, учитывать погодные условия и автоматически реагировать на определенные ситуации.
Александр Холодов, заместитель председателя Комиссии по безопасности и взаимодействию с ОНК Общественной палаты, отметил, что современные автомобили способны собирать данные о состоянии водителя и обмениваться информацией с другими транспортными средствами. Однако для внедрения таких систем необходимы четкие государственные стандарты и контроль, чтобы исключить возможность утечки информации о дорогах и инфраструктуре за пределы страны.
Илья Савельев, исполнительный директор компании Hongqi, предложил компромиссное решение – сочетание физических кнопок и электронных систем управления для обеспечения баланса между технологичностью и безопасностью. Максим Кадаков, главный редактор журнала «За рулем», считает, что обязательное внедрение физических кнопок может быть технически сложным, однако система балльной оценки уровня безопасности автомобиля с учетом их наличия может стать эффективным решением.
В заключение участники круглого стола подчеркнули необходимость усиления контроля за соблюдением действующих стандартов безопасности и сертификации автомобилей.