Гибкий интервал обслуживания, основанный на оценке фактических условий эксплуатации, разрешает давний спор о приоритете пробега или времени работы двигателя. Современные автоконцерны внедряют в свои автомобили системы, которые динамически определяют необходимость замены масла и других технических жидкостей. Как пояснил «Российской газете» Александр Сосновский из Takayama, такой подход не привязан к фиксированным значениям пробега или времени, а адаптируется к реальным условиям использования машины.
Бортовой компьютер автоматически анализирует данные с датчиков температуры, износа масла, моточасов, частоты запусков, достижения определенных температур и других параметров. На основе этого анализа формируется алгоритм, определяющий оптимальный интервал замены.
Хотя автопроизводители устанавливают максимальные значения пробега (например, 15 000, 20 000 или 30 000 км), фактический интервал корректируется в зависимости от текущих условий. При эксплуатации в тяжелых условиях интервал сокращается. Например, система CBS (Condition Based Service) в BMW может предупредить о необходимости замены масла раньше запланированных 15 000 км, если обнаружит признаки его преждевременного старения.
Интеллектуальные системы оценки состояния масла становятся все более распространенными, особенно среди европейских автопроизводителей.
Производители смазочных материалов разрабатывают продукты, соответствующие требованиям автоконцернов, и рекомендуют замену масла в соответствии с их рекомендациями. Важно отметить, что некоторые производители, например, Volkswagen, предписывают использование масел с различными характеристиками в зависимости от выбранного интервала замены. Для гибкого интервала (LongLife) требуются масла более высокого класса (например, 504/507), а для фиксированного интервала, не учитывающего условия эксплуатации, подойдут масла с менее высокими характеристиками (например, 502/505).
Следовательно, выбор интервала замены напрямую влияет на требования к используемым маслам, и в зависимости от выбранного регламента необходимо применять различные типы масел, подчеркнул эксперт.