Согласно данным, представленным на ежегодном форуме «Used Cars Forum – 2025», организованном агентством «Автостат», средний период эксплуатации легковых автомобилей в России увеличился до 7,5 лет. Сергей Целиков, руководитель агентства, подчеркнул, что изменения в структуре автопарка оказывают непосредственное влияние на поведение автовладельцев.
Любопытно распределение по категориям. Владельцы автомобилей LADA демонстрируют устойчивую приверженность своим машинам, используя их в среднем 8,3 года. Причем этот показатель остается практически неизменным на протяжении последних семи лет, колеблясь в пределах от 8 до 8,4 года. Потребители продолжают отдавать предпочтение отечественным автомобилям, приобретая, эксплуатируя и своевременно обновляя их.
В сегменте массовых иностранных брендов наблюдается иная динамика. Если в 2022 году средний срок владения составлял 6,4 года, то теперь он достиг 7,4 года. Увеличение на год свидетельствует об изменении потребительского поведения в условиях ограниченного выбора. Многие владельцы сталкиваются с трудностями при поиске замены своим автомобилям от «глобальных» брендов, что вынуждает их откладывать покупку нового транспортного средства.
Премиальный сегмент сохраняет свою специфику. Владельцы автомобилей премиум-класса обновляют свой автопарк чаще, чем владельцы массовых моделей, в среднем каждые 5,7 лет. Однако и здесь отмечается тенденция к увеличению срока владения: три года назад он составлял 5,2 года. Это объясняется доступностью премиальных автомобилей через параллельный импорт, а также переходом части состоятельных автовладельцев на китайские бренды с премиальными опциями.
Эти цифры отражают изменение потребительской стратегии: если раньше покупка нового автомобиля была обычной процедурой, то теперь это сложное решение, принимаемое с учетом рыночной ситуации, валютного курса и доступности брендов. Особенно это актуально для владельцев автомобилей массового сегмента, для которых замена автомобиля стала вопросом не только цены, но и наличия реальных альтернатив.