Skip to content Skip to footer

РГ: эксперт объяснил, почему короткие поездки «убивают» масло быстрее долгих

Небольшие расстояния до работы или магазина кажутся незначительными, однако именно такие короткие поездки (до 10-15 км, особенно в холодное время года) наносят маслу и двигателю больший вред, чем длительные путешествия по трассе. Основная причина кроется в том, что работа двигателя измеряется не километрами, а моточасами: в городских условиях 100 км пробега эквивалентны примерно 5 часам работы, в то время как на трассе – всего около 1 часа. Таким образом, масло стареет в пять раз быстрее. Об этом рассказал Константин Ожогин, эксперт компании Tamashi, в интервью «Российской газете».

Холодные пуски двигателя приводят к тому, что масло не достигает оптимальной рабочей температуры, которая для эффективной смазки должна составлять 90-110 °C. В условиях городской езды двигатель часто не прогревается даже до 70 °C, а зимой – и того меньше. Это приводит к конденсации влаги в картере, образованию эмульсии (беловатого налета под крышкой маслозаливной горловины) и разжижению масла несгоревшим бензином, что ухудшает его защитные свойства.

Наибольший износ двигателя происходит в первые секунды после запуска, когда густое холодное масло еще не успевает добраться до всех деталей. В этот период происходит до 75% общего износа. Кроме того, увеличивается образование шламов и нагара, так как масло не успевает удалять сажу, частицы износа и продукты сгорания.

Заводские регламенты обслуживания не учитывают реальные условия эксплуатации автомобиля, такие как пробки, автозапуск и суровый климат. В России большинство автомобилей эксплуатируются в «тяжелом режиме», поэтому производители рекомендуют сокращать межсервисный интервал вдвое при частом стоянии в пробках, активном прогреве двигателя и динамичном стиле вождения.

Признаками преждевременного старения масла являются появление запаха бензина на щупе, горение или мигание индикатора давления на холостых оборотах прогретого двигателя, слишком темный или подозрительно светлый цвет масла, а также наличие белой эмульсии на крышке. Любой из этих признаков является поводом для немедленной замены масла.

Чтобы уменьшить вред от коротких поездок, следует чаще менять масло (каждые 7 000-10 000 км или по моточасам), выбирать синтетическое масло с низкой вязкостью (0W-20 или 5W-30) для быстрого прокачивания на холодную, прогревать двигатель зимой минимум 60-90 секунд после запуска, устраивать «прожарку» на трассе раз в месяц и следить за состоянием масла.

Короткие городские поездки являются главным врагом моторного масла, поэтому важно сократить интервал замены и подобрать масло, предназначенное для частых холодных стартов. Своевременная замена расходников всегда дешевле, чем ремонт двигателя.