Вадим Стрельбицкий, возглавляющий департамент механического ремонта в «Авилон Kia», в интервью «Российской газете» поделился информацией о признаках приближающегося выхода из строя коробки передач.
Первым сигналом для механической трансмиссии являются сложности при переключении скоростей. Если переключение происходит с трудом, сопровождается хрустом или скрежетом, а фиксация передачи нечеткая, это является явным индикатором проблем. В роботизированных трансмиссиях аналогичные признаки проявляются в виде задержек при переключении, толчков или провалов между передачами. Зачастую это свидетельствует о проблемах со сцеплением, износе синхронизаторов или недостаточном уровне трансмиссионной жидкости.
Автоматические коробки и вариаторы обычно указывают на неисправности толчками при ускорении, проскальзыванием или задержкой перед началом движения. Особенно настораживающим является дерганье автомобиля во время переключения передач. Подобное поведение часто связано с износом фрикционных дисков, проблемами с гидроблоком или недостаточным давлением масла в системе.
Любые посторонние звуки, исходящие из области коробки передач, должны привлечь внимание водителя. Вой, скрежет или вибрация, усиливающиеся при увеличении скорости, металлический стук на нейтральной передаче (в механических коробках) – все это может указывать на износ подшипников, шестерен или недостаток смазки.
Визуальным признаком неисправности может быть утечка трансмиссионной жидкости. Обнаружение масляных пятен красноватого или коричневого оттенка под автомобилем, а также постепенное снижение уровня масла в коробке (проверяется щупом в автоматических трансмиссиях) – серьезный повод для обращения в сервис. Недостаточное количество смазки быстро приводит к ускоренному износу деталей.

Перегрев коробки передач, особенно актуальный для автоматических трансмиссий и вариаторов, также требует особого внимания. Появление запаха горелого масла в салоне и переход коробки в аварийный режим (ограничение скорости или невозможность нормального движения) требуют немедленных мер. Причиной может быть загрязнение радиатора или неисправность гидротрансформатора.
Современные автомобили часто самостоятельно сообщают о проблемах с трансмиссией. Загорание индикаторов «Check Engine» или «Transmission Warning» на панели приборов, а также переход коробки в аварийный режим – все это требует незамедлительной диагностики.
При обнаружении первых признаков неисправности рекомендуется обратиться в сервисный центр для профессиональной диагностики. Затягивание с ремонтом может привести к полной поломке трансмиссии, а стоимость такого ремонта может быть весьма значительной.
Важно придерживаться регламента замены трансмиссионной жидкости: для автоматических коробок – каждые 60-100 тысяч километров, для механических – 80-120 тысяч. Кроме того, следует избегать резких стартов и перегрузок, особенно на непрогретой коробке передач, — подчеркнул специалист.