Skip to content Skip to footer

Автопром КНР захлебывается в долгах: ценовая война грозит отрасли кризисом

Автомобильная промышленность Китая столкнулась с серьезными трудностями: за последние пять лет совокупный долг автопроизводителей увеличился на 56%, достигнув отметки свыше 950 миллиардов юаней. Складские помещения переполнены нереализованной продукцией, дилерские сети выражают недовольство принудительными поставками, а избыточное производство стало серьезной проблемой для всей отрасли. В условиях замедления темпов роста спроса и продолжительной ценовой конкуренции компании вынуждены реализовывать автомобили, даже как бывшие в употреблении, для выполнения внутренних плановых показателей, сообщает Autonews.

Рентабельность демонстрирует тенденцию к снижению: если в 2019 году медианная чистая прибыль составляла 2,7%, то к 2024 году она сократилась до 0,83%. Исключением стала компания BYD, которой удалось увеличить маржу благодаря диверсификации бизнес-портфеля.

Бремя задолженности увеличивается: общий объем обязательств приблизился к триллиону юаней, а сроки оплаты поставщикам возросли – в среднем с 99 до 108 дней за пятилетний период. Новые нормативные требования, вступившие в силу в июне, обязывают крупные компании производить расчеты с контрагентами в срок, не превышающий 60 дней, чтобы предотвратить перекладывание финансовых трудностей на плечи поставщиков. Однако даже лидеры рынка, такие как BYD и Geely, увеличили сроки расчетов, а у Nio и Xpeng они превышают 200 дней.

Правительство Китая выражает обеспокоенность сложившейся ситуацией и усиливает контроль: предприятиям предписано отказаться от демпинговой политики и сосредоточиться на улучшении качества продукции и модернизации производственных мощностей. Министерство промышленности и информатизации заявило о начале борьбы с недобросовестной конкуренцией. Дополнительные скидки и субсидии от BYD спровоцировали новую волну ценовых войн, к которым присоединились и другие производители. В результате отрасль оказалась в затруднительном положении: ценовая гонка ослабляет устойчивость, а долговая нагрузка продолжает расти.