Skip to content Skip to footer

РГ: эксперт Сокуев рассказал, как быстро должно потемнеть моторное масло

Автовладельцы начинают волноваться, замечая значительное потемнение моторного масла вскоре после его замены, например, через 1000-2000 км. Следует ли это рассматривать как признак поломки двигателя или низкого качества смазочного материала? На этот вопрос для «Российской газеты» ответил Роман Сокуев, руководитель центра технической экспертизы Sintec Lubricants.

«Как ни странно, но в большинстве случаев оперативное потемнение масла указывает на его исправную работу и не является поводом для беспокойства. Главная причина кроется в эффективной работе диспергирующих присадок, содержащихся в современных качественных маслах. Их задача состоит в немедленном связывании микрочастиц сажи (неизбежного продукта сгорания, особенно в дизельных и бензиновых двигателях с непосредственным впрыском) и мелких продуктов износа, удерживая их во взвешенном состоянии. Равномерное распределение этих частиц по всему объему масла и придает ему характерный темный цвет. Если бы дисперсанты не функционировали, загрязнения откладывались бы на внутренних поверхностях двигателя, образуя шламы и лаковые отложения, что приводит к закоксовыванию поршневых колец, засорению масляных каналов и преждевременному износу.

Однако бывают ситуации, когда цвет масла в сочетании с другими признаками действительно сигнализирует о проблемах. Предупреждать должно не просто потемнение, а его особые проявления: резкое увеличение вязкости или консистенция, напоминающая пасту (признак окисления или перегрева), появление эмульсии или сладковатого запаха (возможное попадание антифриза), а также необычно быстрый рост расхода масла. В таких случаях потемнение может указывать на более серьезные неисправности, такие как проблемы с системой вентиляции картера, повреждение прокладки головки блока цилиндров или значительный износ цилиндропоршневой группы.

Гораздо более тревожным признаком, чем быстрое потемнение, является масло, которое остается светлым после нескольких тысяч километров пробега. Это свидетельствует о неработающем пакете диспергирующих присадок, исчерпании ресурса масла или его неспособности удерживать загрязнения, что гарантированно приводит к ускоренному образованию отложений внутри двигателя.

В заключение, быстрое потемнение моторного масла – это нормальный процесс, показывающий, что смазка выполняет свою очищающую функцию. Владельцу автомобиля следует обращать внимание не на цвет, а на соблюдение интервалов замены масла и фильтра, рекомендованных производителем, и на использование качественных продуктов, соответствующих требованиям двигателя. При возникновении сомнений, подкрепленных другими симптомами (перегрев, повышенный расход, снижение мощности), наиболее точную картину даст не визуальный осмотр, а химический анализ отработанного масла в сертифицированной лаборатории, который покажет его фактическое состояние и состояние двигателя», — подчеркивает эксперт.