Skip to content Skip to footer

Последняя «Волга» СССР: почему проект ГАЗ-3105 не пошел в серию

В летописи российского автопрома есть главы, посвященные амбициозным проектам, которые, несмотря на новаторство, не получили широкого распространения. Одним из таких является ГАЗ-3105, последняя «Волга», разработанная в СССР, но выпущенная небольшой партией уже в новой России. Эта модель выделялась оригинальностью конструкции, не перенимая элементы у предшественников. Дизайн, разработанный командой Игоря Безродных, отличался строгостью и соответствовал духу времени, избегая спорных стилистических решений.

Изначальная версия автомобиля имела необычное решение остекления с раздельными стеклами дверей, где открывались только нижние форточки. Позднее от этого отказались в пользу более традиционного облика. Как отмечает издание «За рулем», автомобиль, будучи короче «Чайки» ГАЗ-14 на 580 мм, предлагал просторный салон без лишних откидных сидений, обеспечивая комфортное размещение пассажиров на заднем диване. Интерьер был оснащен всем необходимым для представительского класса конца 80-х, включая климат-контроль и бортовой компьютер.

В техническом плане ГАЗ-3105 был прогрессивным для своего времени. Специально для него был создан новый двигатель V8 объемом 3,4 литра, который с карбюраторами выдавал 166 л.с., а с системой впрыска — 170 л.с. Этот автомобиль стал первым полноприводным легковым автомобилем завода с постоянным полным приводом и блокируемым межосевым дифференциалом. Подвеска также была новаторской: спереди использовались стойки McPherson и реечное рулевое управление, а сзади — независимая подвеска. Автомобиль оснащался дисковыми тормозами на всех колесах и системой ABS.

Несмотря на успешное прохождение испытаний, включая краш-тесты, и одобрение к производству в 1992 году, судьба автомобиля была решена. В условиях экономических перемен серийный выпуск сложной и дорогой модели был невозможен. Предполагаемая цена в 80 тысяч долларов делала его неконкурентоспособным на фоне импортных автомобилей, осваивавших рынок.

В результате приоритеты ГАЗа изменились. Спрос на обычные «Волги» в 90-е годы вырос, а производство «Газели» позволило предприятию выжить и развиваться. Производство ГАЗ-3105 было малосерийным: с 1992 по 1996 год было выпущено всего 55 экземпляров и около полутора десятков прототипов. Таким образом, проект, который мог бы стать визитной карточкой отечественного автопрома, оказался невостребованным из-за смены эпохи и стал редким экспонатом истории автомобилей.