В эпоху Советского Союза обладание личным транспортом являлось пределом мечтаний для большинства, а зарубежные автомобили представлялись недостижимой роскошью, как сообщает «Новосвят».
Официальная статистика гласит, что иностранные автомобили составляли незначительную часть автопарка СССР – около 4%, и «За рулем» предполагает, что эта цифра могла быть искусственно увеличена за счет устаревших моделей, оставшихся после военных лет.
Обладание иномаркой было не только показателем престижа, но и сопряжено с огромными трудностями: даже на советские автомобили запчасти доставались с большим трудом, а обслуживание импортных машин представляло собой еще более сложную задачу. Несмотря на это, некоторые советские граждане все же находили возможности стать владельцами заветных иномарок.
Существовало несколько основных способов приобретения иностранного авто. Во-первых, покупка за рубежом, доступная лишь избранным: известным деятелям искусства, писателям, журналистам, имевшим валютные доходы и разрешение на ввоз. Такие случаи были крайне редки, и в страну попадали лишь единицы подержанных автомобилей.
Во-вторых, можно было приобрести автомобиль у иностранцев, работающих в СССР. Дипломаты, бизнесмены и журналисты, покидая страну, часто продавали свои машины через специальные каналы или напрямую, иногда в обход закона. Наиболее ценные экземпляры доставались приближенным к власти, а оставшиеся поступали в специализированные магазины, где их могли приобрести граждане, имеющие специальные разрешения.
В-третьих, существовала возможность покупки иномарки у советского владельца. Формально эти сделки были законными, но на практике сопровождались множеством трудностей. Официальная стоимость импортных автомобилей была занижена, но на черном рынке цена на престижные модели могла значительно превышать стоимость нового отечественного авто.
Несмотря на все препятствия, владельцы иномарок находили способы обслуживать и ремонтировать свои автомобили, приспосабливая детали от советских моделей или изготавливая их самостоятельно. Владение иностранным автомобилем в СССР было символом статуса и привилегированного положения, а также отражало любовь к автомобилям и стремление к индивидуальности.