Руководитель центра технической экспертизы Sintec Lubricants Роман Сокуев рассказал «Российской газете», какие свойства моторных масел для двигателей с пробегом действительно полезны, а что является уловкой маркетологов.
Автомобили, преодолевшие рубеж в 150 тысяч километров, составляют значительную долю российского автопарка, и признаков скорого обновления не наблюдается. Владельцы таких транспортных средств часто задаются вопросом о необходимости использования специализированного моторного масла для поддержания их работоспособности. Высококачественные масла High Mileage, разработанные для автомобилей с большим пробегом, действительно способны продлить срок службы изношенного двигателя, но только если их характеристики соответствуют фактическим потребностям мотора.
Одним из ключевых факторов является способность масла восстанавливать эластичность изношенных сальников и уплотнителей благодаря наличию специальных присадок. Качественные масла High Mileage содержат кондиционер для уплотнений, который возвращает эластичность задубевшей или потрескавшейся резине, тем самым снижая расход масла из-за небольших утечек.
Второй важный момент – вязкость. Зачастую такие масла имеют несколько повышенную кинематическую вязкость при рабочей температуре двигателя, находясь в пределах верхних границ отраслевых стандартов. Это способствует созданию более прочной масляной пленки в увеличенных зазорах изношенных пар трения.
Вследствие увеличения зазоров и возрастающих нагрузок в двигателе, критически важной становится способность масла формировать надежную защитную пленку на трущихся поверхностях. Составы масел для больших пробегов, как правило, содержат повышенную концентрацию эффективных противоизносных присадок, таких как ZDDP (цинк-диалкилдитиофосфат) и органический молибден.
Накопившиеся со временем шлам и лаковые отложения засоряют масляные каналы, приводят к закоксовыванию колец и нарушают работу гидрокомпенсаторов и системы изменения фаз газораспределения. Специализированные масла содержат усиленный пакет моюще-диспергирующих присадок, эффективно удерживающих продукты окисления и неполного сгорания топлива во взвешенном состоянии, предотвращая их отложение и выпадение в осадок. Это не «промывка», а систематическое поддержание чистоты двигателя в процессе эксплуатации.

Двигатели с большим пробегом часто функционируют в условиях прорыва картерных газов, содержащих значительное количество продуктов неполного сгорания топлива, что ускоряет окисление масла и образование агрессивных кислот. Масла для большого пробега должны обладать высокой стойкостью к окислению и способностью эффективно нейтрализовать эти кислоты.
Главная рекомендация для автовладельцев – не поддаваться громким обещаниям «восстановления компрессии» или «герметизации двигателя». Если двигатель не имеет серьезных проблем, достаточно использования качественного стандартного масла с корректировкой вязкости (при условии, что это допускается в руководстве по эксплуатации). При наличии значительных утечек или расходе масла, превышающем литр на 1000 км, необходимо провести диагностику, поскольку масло в данном случае не является универсальным решением.
И самое важное: для двигателей с большим пробегом лучше избегать агрессивных промывок, отдавая предпочтение более частой замене качественного масла с усиленными моюще-диспергирующими свойствами. В конечном счете, правильный выбор смазочного материала – это не волшебство, а часть грамотной эксплуатации, требующая объективной оценки состояния двигателя.