Борьба с ржавчиной была постоянной и насущной проблемой для советских автовладельцев. Как ее только не пытались решить, рассказывает эксперт «За рулем» Сергей Канунников.
Удивительно, но чем современнее становились отечественные автомобили, тем быстрее они поддавались коррозии. Дело было не в ухудшении заводской обработки, а в увеличении числа круглогодичных поездок. Зимой, особенно в городах, где дороги щедро посыпали солью и реагентами, кузова быстро ржавели и приходили в негодность.
С появлением Жигулей эта проблема стала особенно острой. Машины прекрасно заводились в мороз, в салоне было тепло, но уже через пару зим владельцы обнаруживали сквозную коррозию. Это было главной темой для обсуждений в гаражах.
Многие автовладельцы предпочитали зимой не ездить. Мой сосед по гаражу тщательно изучал небо перед каждой поездкой: дождь означал отмену выезда. И даже «подснежники», как называли тех, кто не пользовался машиной зимой, активно боролись с ржавчиной.
В середине 70-х антикоррозийную обработку начали предлагать государственные СТО, но доверия к ним было мало. Очереди, высокие цены и сомнительное качество заставляли владельцев искать альтернативные способы защиты, часто прибегая к услугам гаражных мастеров.
Мы использовали самые разные средства, в том числе корабельный сурик, из-за чего на дорогах часто встречались машины с оранжевыми порогами. В ход шли пушечное сало и самодельные составы на основе отработанного масла и битума.

Промышленность тоже не осталась в стороне. В середине 70-х в журнале «За рулем» описывали новый антикоррозийный состав на основе нефтяного битума и смол, который рекомендовали наносить в несколько слоев. Он обещал не только защиту от ржавчины, но и шумоизоляцию.
Обработке подлежали скрытые полости, такие как пороги, двери, капот и багажник. Сначала использовали отработанное масло, но в 1970 году появился дефицитный «Мовиль», ставший желанным подарком для автомобилистов.
Нанесение этих средств было непростой задачей. Лучше всего было обрабатывать новый автомобиль, но даже в этом случае требовалась предварительная подготовка.
Самые старательные владельцы частично разбирали машину, снимая бамперы, крылья и обивки. На антикоррозийную обработку уходил целый день, и мало кому удавалось избежать грязи. После обработки из машины долго сочилась химия, а характерный запах чувствовался издалека.
Женщины морщились, а владельцы радовались: работа сделана, и можно было немного успокоиться.
Полностью победить коррозию при интенсивной эксплуатации было невозможно, но отсрочить ее наступление вполне удавалось.