Как рассказывает эксперт журнала «За рулем» Михаил Колодочкин, в начале 2000-х годов планировалось, что модель ВАЗ-2151 придет на смену устаревшим классическим моделям, производимым на Тольяттинском автозаводе. Главная цель заключалась в создании относительно новой машины с использованием существующей производственной базы, что позволило бы снизить затраты.
Автомобиль предполагалось оснастить инжекторным двигателем объемом 1.7 литра, соответствующим экологическому классу Евро-3, электроусилителем рулевого управления, а также усовершенствованной коробкой передач от внедорожника Chevrolet Niva.
Рассматривались разные варианты наименований, и от первоначального названия «Стрежень» было решено отказаться в пользу «Неоклассики». Однако в конечном итоге было принято решение не инвестировать средства в модернизацию классических моделей, так как автомобиль в целом казался морально устаревшим еще до начала его серийного производства.