На российском авторынке наблюдается тенденция, когда спад продаж китайских премиум-автомобилей выражен сильнее, чем общее снижение рыночных показателей. Параллельно, европейские люксовые автомобили, импортируемые альтернативными путями, демонстрируют стабильный рост. В некоторых случаях объемы продаж европейских моделей превышают результаты официально представленных китайских аналогов.
Согласно аналитическим данным, за первые семь месяцев текущего года продажи китайских марок премиум-класса, таких как Lixiang, Exeed и Zeekr, сократились более чем на 50-60% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, как сообщают «Известия». Бренды Voyah и Tank также зафиксировали отрицательную динамику. В то же время, продажи автомобилей Mercedes-Benz и BMW, ввезенных неофициально, показали увеличение. Более того, по количеству реализованных машин BMW опередил Lixiang, а Mercedes-Benz G-Klasse оказался более востребованным, чем его китайский конкурент Tank 700.
Эксперты объясняют это явление рядом факторов. Во-первых, укрепление рубля привело к уменьшению разницы в стоимости между китайскими и европейскими автомобилями. Во-вторых, для покупателей премиального сегмента значительную роль играет репутация бренда. Европейские марки на протяжении многих лет создавали имидж символа успеха и роскоши, и состоятельные клиенты не готовы рассматривать китайские аналоги в качестве полноценной альтернативы. У европейского и китайского премиума совершенно разные целевые аудитории: автомобили из Китая чаще приобретают представители среднего класса, в то время как европейский люкс выбирают люди с высоким уровнем дохода, для которых престиж имеет важное значение.

Не менее важным фактором является более предсказуемая остаточная стоимость европейских автомобилей. Владелец европейской машины может рассчитывать на то, что через несколько лет продаст ее с минимальными потерями, в то время как некоторые китайские премиальные модели могут потерять в цене до 40% за пару лет. Кроме того, потенциальных покупателей отталкивают технические недостатки и проблемы с сервисным обслуживанием. Отмечаются трудности с наличием запчастей, время ожидания которых может достигать нескольких месяцев, а также отсутствие подробных каталогов для ремонта.
Несмотря на текущие сложности, некоторые специалисты считают, что снижение спроса на китайский премиум – это временное явление. Они подчеркивают, что многие китайские бренды предлагают высокий уровень технологического оснащения и инноваций. По их мнению, китайские компании активно работают над формированием своей репутации и ориентируются на практичных потребителей, которые ценят современные технологии и официальную гарантию. По мере стабилизации экономики эта группа покупателей будет расти, что может положительно отразиться на позициях китайского автопрома.