Аквапланирование – это нежелательное явление, когда автомобиль теряет управление из-за водяной пленки между шиной и дорогой. В этот момент шина теряет сцепление и как бы скользит по воде, переставая контактировать с покрытием. Это представляет серьезную опасность, поскольку машина становится практически неуправляемой и не реагирует на действия водителя. Особенно рискованными оказываются участки дорог, где после дождя образуются лужи или колеи, заполненные водой.
По словам Алексея Абрамейцева из «Кордиант», способность шины противостоять аквапланированию тесно связана с дизайном протектора. Различные элементы, такие как продольные и поперечные канавки, форма блоков и другие конструктивные особенности, разработанные с учетом гидродинамики, эффективно отводят воду из зоны контакта.
Именно поэтому абсолютно гладкие шины не способны сопротивляться аквапланированию. Это объясняет, почему болиды Формулы-1 в дождливых условиях переобуваются в дождевые шины, имеющие на протекторе канавки и шашки.
Стоит учитывать, что износ шин снижает их устойчивость к аквапланированию. Сильно изношенные шины в сильный дождь при скорости 90 км/ч показывают вдвое худший результат по сопротивлению воде, чем новые, что значительно повышает риск ДТП.
Поэтому многие производители добавляют индикаторы износа протектора, часто в форме капли. С их помощью водитель может определить, когда шина перестает обеспечивать достаточную безопасность на мокром покрытии и требует замены, даже если остаток протектора еще не достиг минимально допустимых 1,6 мм, установленных законом.