Автомобилистов в скором времени ждут значительные изменения, поскольку правительство намерено пересмотреть размер утилизационного сбора. Нововведения коснутся почти всех владельцев транспортных средств и могут оказать существенное влияние на рыночные цены. Специалисты уже представили предварительные оценки последствий.
Инициатива по внесению изменений исходит от Министерства промышленности и торговли. Ведомство предлагает изменить подход к расчету сбора: вместо критериев возраста и объема двигателя, определяющим фактором станет мощность. Это затронет все типы транспортных средств, включая электромобили и гибриды, где будет учитываться суммарная мощность всех двигателей. Льготы сохранятся только для малолитражных автомобилей (кей-каров) с мощностью до 80 л.с., а для ввозимых физическими лицами машин льготные условия останутся лишь для моделей с мощностью до 160 л.с. Для более мощных автомобилей будут применяться коммерческие тарифы, значительно превышающие действующие.

Разница в величинах сборов весьма ощутима. В настоящее время частное лицо при ввозе автомобиля с двигателем объемом до 3 литров уплачивает 3,4 тысячи рублей за машину возрастом до трех лет и 5,2 тысячи рублей за более старую. Для сравнения, коммерческая ставка на популярные модели с двигателем от 1 до 2 литров составляет 667 тысяч рублей, а для двигателей объемом 2–3 литра — почти 1,9 миллиона рублей. Подобные тарифы планируется распространить на более мощные импортные автомобили. Согласно оценкам Минпромторга, новая система начнет функционировать уже в ноябре и будет приносить в государственный бюджет от 40 до 60 миллиардов рублей ежегодно, которые могут быть направлены на стимулирование спроса.
Эксперты отрасли единодушны в оценке последствий: ожидается повышение цен на автомобили. Рост цен затронет как новые автомобили, так и подержанные. По мнению Михаила Плотникова из «Мотор-Плейс», цены для частных покупателей могут вырасти на 30%, что приведет к усилению инфляции. Роман Кляузов из «Авилон» прогнозирует более умеренное повышение на 4–5% с возможным снижением в случае отсутствия ажиотажного спроса. По словам Александра Николаева из Major Auto, рост цен на автомобили с пробегом проявится с некоторым запозданием.
Сергей Целиков, руководитель агентства «Автостат», уверен, что цены будут пересмотрены на все автомобили, но рост будет неравномерным. Некоторые модели могут исчезнуть с рынка из-за нерентабельности ввоза. Освободившуюся нишу, по информации Autonews, могут занять подержанные автомобили из соседних стран. В результате структура вторичного рынка претерпит заметные изменения.