Skip to content Skip to footer

«ЗР»: ГАЗ М-72 обошел конкурентов, но народным автомобилем не стал

Задолго до появления на рынке таких моделей, как AMC Eagle и Subaru Outback, советские инженеры разработали новаторский вездеход, удививший обозревателя Jalopnik передовыми решениями.

Речь идет о ГАЗ М-72 – полноприводном автомобиле с кузовом фастбэк (четыре двери, пять мест), производство которого стартовало в середине 1950-х годов, задолго до того, как аналогичные концепции приобрели популярность на Западе. Американский журналист был поражен тем, что в СССР создали машину, объединившую комфорт легкового авто и внедорожные возможности, опередив Audi Quattro на несколько десятилетий.

В качестве основы советские конструкторы использовали кузов «Победы» (М-20), дополнив его полноприводной трансмиссией от армейского ГАЗ-69. Цель состояла в том, чтобы предоставить потребителям удобство легкового автомобиля и проходимость, необходимую для преодоления российских дорог. Выпуск этой инновационной машины осуществлялся с 1955 по 1958 год на Горьковском автозаводе. За этот период было произведено чуть более 4600 экземпляров, что делает его редким и ценным экспонатом для исследователей истории автомобилестроения.

Для повышения прочности кузова «Победы» добавили четырнадцать дополнительных элементов. Автомобиль оснащался четырехцилиндровым двигателем, который к началу серийного производства выдавал 53 лошадиные силы, и трехступенчатой механической коробкой передач. Высокая стоимость, составлявшая 16 000 рублей, сделала М-72 недоступным для широкой публики, поэтому его в основном распределяли среди государственных служащих и учреждений.

Эта уникальная разработка доказывает, что советская автомобильная промышленность была способна создавать смелые и опережающие время идеи, которые и сегодня вызывают восхищение у западных экспертов.