Какие автомобили сохранят доступность после предстоящего роста утилизационного сбора, кто понесет наибольшие убытки от реформ и возможно ли отсрочить новую формулу расчета ставки? Об этом и не только рассказал Autonews.ru руководитель сервиса по заказу импортных машин Carwin Дмитрий Забора.
Как отметил Забора, сейчас актуальнее вопрос не о степени удорожания, а о том, удастся ли вообще ввезти авто. Свежий утильсбор фактически обрекает импорт на провал — особенно для иномарок старше трех лет, полагает специалист.

В качестве примера он привел ходовую модель Honda CR-V или ее китайский вариант Honda Breeze. Кроссоверы 2021–2022 выпуска с 1,5-литровым турбированным двигателем на 193 л.с. раньше стоили около 2,2–2,5 млн руб. с доставкой во Владивосток, включая 250 тыс. руб. таможни. Теперь к этому добавится 1,32 млн руб.
«С января ожидается индексация сбора, что влечет +1,584 млн руб. к доплате — это +70% к стоимости. Такие модели едва ли вернутся в спрос по новой цене», — убежден эксперт.
Аналогично обстоят дела с Hyundai Santa Fe на 2,2-литровом дизеле мощностью 202 л.с. — популярным семейным кроссовером с третьим рядом. Ранее его цена составляла 3,6–3,8 млн руб., сейчас плюс почти 3 млн руб., а после январской корректировки — еще 3,5 млн руб., уточняет Забора.

По его оценке, даже премиум-сегмент не устоит. Казалось, элитные авто всегда найдут покупателей, но теперь конец: BMW X5 за 7–8 млн руб. подорожает на 4 млн руб., что подтолкнет клиентов к б/у рынку.
Все вычисления, по словам эксперта, относятся к машинам старше трех лет: «Для новых чуть легче, но лишь немного». Так, за авто от 160 до 190 л.с. доплата — 750 тыс. руб., а в 2025-м — 900 тыс. руб.
«Для Geely Coolray, ранее дешевле 2 млн, это фатально — 3 млн за него никто не отдаст», — подчеркнул представитель Carwin. Он прогнозирует, что премиум-варианты вроде Geely Monjaro (238 л.с.) выйдут из игры: цена 3,2–3,3 млн руб. вырастет на 1,32 млн руб. сразу и на 1,58 млн руб. через три месяца.

«Toyota RAV4 2025 года с полным приводом пока выживает — при 3,3 млн руб. надбавка ощутима, но сносная. Впрочем, и таких опций поубавится», — заметил он.
С новым сбором импорт из Китая и Кореи сократится на 80–85%, из Японии — на 10–15%, ожидает эксперт. Это серьезный удар по рынку, но о банкротстве фирм рано говорить. Большинство постарается держаться, хотя условия усложнятся в разы.
На фоне валютных скачков и налоговых сдвигов падение доходов — реальность, а не домысел, считает Забора. Многие импортеры урежут персонал, а иные уйдут в минус.