Skip to content Skip to footer

Аэродинамические испытания: в поисках тысячных

Существует два основных подхода к тестированию. Первый — использование полноразмерных моделей. Это точные копии реального гоночного автомобиля, лишенные лишь некоторых внутренних компонентов. Они позволяют получить максимально достоверные данные, но их создание и продувка требуют колоссальных ресурсов. Второй, более распространенный метод — работа с масштабными моделями. Обычно команды используют модели в масштабе 50 или 60 процентов. Такой подход экономит время и средства, но требует ювелирной точности при изготовлении. Каждый воздуховод, каждый вихрегенератор, каждый миллиметр поверхности должен быть воспроизведен с абсолютной точностью. Любое отклонение искажает картину обтекания модели воздушным потоком и делает испытания бессмысленными. Интересно, что фанаты автоспорта, которым доступна в БК беттери регистрация, внимательно следят за практикой испытаний.  

Искусство обманывать ветер

Сама модель внутри полая. В нее встроена сеть из сотен миниатюрных датчиков давления. Эти сенсоры считывают малейшие колебания давления на поверхности модели, будь то носовой обтекатель, верхнее антикрыло или диффузор. Данные с этих датчиков стекаются в центральный компьютер, который строит детальную карту распределения давления. Параллельно с этим высокоскоростные камеры фиксируют поведение потока. Инженеры видят не просто сухие цифры, а визуальную картину того, как воздух обтекает каждую деталь кузова. Система подвески также должна точно имитировать поведение подвески реального болида. Она может менять высоту дорожного просвета, угол атаки модели относительно потока, симулировать крен в повороте. Только так можно получить данные, релевантные для условий реальной трассы.

Визуализация невидимого

Воздух невидим, и это главная сложность в работе аэродинамика. Чтобы понять, что происходит с потоком, его нужно сделать зримым. Для этого команды используют набор проверенных методов. Один из самых простых и наглядных — использование шелковых нитей. Короткие отрезки тончайшей нити наклеивают на поверхность модели. Когда воздушный поток включается, нити ориентируются по его направлению. По их поведению инженеры видят зоны отрыва потока, места зарождения вихрей, точки перехода ламинарного потока в турбулентный. Это дешево и эффективно, но дает лишь общее представление.