Skip to content Skip to footer

Акустика болида: звук скорости

Современные системы позволяют проводить частотный анализ звука в реальном времени. Компьютер разлагает общий шум на составляющие и отслеживает амплитуду определенных частот. Рост амплитуды на частоте, характерной для вибраций коленвала, может предупредить о проблемах с балансировкой. Это особенно важно в условиях жесткого лимита на количество силовых установок за сезон. Раннее обнаружение аномалии по звуку позволяет команде принять превентивные меры, поменять режим работы мотора и спасти дорогостоящий агрегат. Звук становится дополнительным каналом телеметрии, который иногда срабатывает быстрее, чем датчики давления или температуры. Звук болида всегда безошибочно узнают поклонники автоспорта. Многие из них заключают пари на заезды, получая бонусы бетссон.  

Тишина в аду

Сам монокок также вносит вклад в акустический комфорт. Карбон, в отличие от металла, хуже проводит звук. Однако его используют как основу для нанесения дополнительных шумоизоляционных материалов. В критических зонах, рядом с ногами пилота, могут применяться специальные покрытия, поглощающие вибрации. Сиденье, отлитое по форме тела пилота, также служит акустическим барьером, отделяя его от вибрирующего каркаса. Все эти меры не создают полной тишины, но превращают оглушительный рев в управляемый шум, который позволяет пилоту сохранять концентрацию на протяжении всей гонки.

Эра тишины: переход к гибридам

Приход гибридных силовых установок V6 в 2014 году произвел акустическую революцию. Исчезла та самая звуковая атака, которая определяла Формулу-1 для целого поколения фанатов. Новые мотыги зазвучали иначе, и причина этого кроется в фундаментальных изменениях конструкции.

  • Во-первых, сами двигатели. V6 с двойным турбо имеют на два цилиндра меньше, чем V8, и работают на значительно более низких оборотах — около 15 000 в минуту вместо 18 000. Это сразу сместило звук в более низкий частотный диапазон. 
  • Во-вторых, ключевую роль стал играть турбокомпрессор. Он выполняет функцию утилизации энергии выхлопных газов, что серьезно меняет их характер. Энергия, которая раньше уходила в атмосферу в виде звуковой волны, теперь раскручивает турбину. Выхлоп становится менее интенсивным, а на первый план выходит свист и шипение турбины и компрессора.
  • Третье и самое важное изменение — это гибридная составляющая. Система MGU-H, которая также соединена с турбиной, способна поглощать избыточную энергию. Это еще больше «сглаживает» выхлоп. Кроме того, мотор MGU-K, дающий дополнительную мощность, работает практически бесшумно. На низких скоростях, при разгоне из пит-лейна или в медленных поворотах, болид и вовсе может двигаться почти беззвучно. Это контрастирует с постоянным ревом атмосферных моторов.

Звук болида — это его голос. Он рассказывает историю инженерной мысли, ожесточенной борьбы за эффективность и неизбежного компромисса между мощью и разумом. От оглушительного рева прошлого до технологичного гула настоящего — этот голос продолжает эволюционировать, оставаясь саундтреком к самой быстрой гонке мира. Он может становиться тише, но его сложность и информационная насыщенность для тех, кто умеет слушать, только растет.