История материалов в Формуле-1 представляет собой непрерывную битву за соотношение прочности и веса. Каждый грамм сэкономленной массы превращается в сотые доли секунды на круге. Каждый новый сплав или композит открывает возможности для создания более жестких, безопасных и быстрых конструкций. Эта эволюция началась с простых стальных трубчатых шасси и привела к появлению монококов из углепластика, которые по своей сложности и точности изготовления сравнимы с деталями аэрокосмической техники. Выбор материала для каждой детали болида сегодня является результатом сложных расчетов и многомесячных испытаний. Об этом хорошо осведомлены настоящие поклонники F1, многие из которых заключают пари на заезды. К тому же, фрибет на день рождения доступен бетторам в качестве бонусного решения.
Эволюция шасси: от труб к монококу
В первые десятилетия существования Формулы-1 основным материалом для создания шасси была сталь. Конструкторы сваривали пространственные каркасы из стальных труб. Такая конструкция обладала хорошей прочностью, но была чрезвычайно тяжелой. Следующим шагом стал переход к алюминиевым сплавам. Алюминий предлагал лучшее соотношение прочности и веса, что позволяло создавать более легкие и жесткие конструкции. Однако настоящая революция произошла в 1980-х годах с приходом карбоновых композитов.
Первое появление
Монокок из углепластика впервые появился в Формуле-1 в 1981 году на автомобиле McLaren MP4/1. Это было не просто изменение материала, а принципиально новый подход к конструкции. Монокок представлял собой единую оболочку, которая выполняла роль несущей структуры, к которой крепились все остальные компоненты автомобиля. По сравнению с алюминиевыми шасси карбоновый монокок обладал феноменальной жесткостью на кручение при значительно меньшем весе. Но главным его преимуществом стала безопасность. Композитные материалы поглощали энергию удара принципиально иным способом, чем металлы, что кардинально повышало выживаемость пилотов при авариях.
Сегодня монокок остается сердцем гоночного автомобиля. Его производство требует высочайшей точности и занимает несколько тысяч человеко-часов. Конструкция постоянно эволюционирует, чтобы соответствовать ужесточающимся требованиям регламента к прочности и безопасности. Современный монокок должен выдерживать чудовищные нагрузки, возникающие при прохождении поворотов, а также поглощать энергию удара при фронтальных, боковых и задних столкновениях, и при перевороте.