Введение государственной пошлины за оформление диагностических карт обернулось неожиданными трудностями для владельцев автомобилей и станций техосмотра. Несмотря на официально внесенную плату, получение карты становится все более затруднительным. Случаются ситуации, когда добросовестному автовладельцу приходится повторно оплачивать эту услугу, и пока неясно, как с этим бороться.
Предположим, автовладелец прибыл на техосмотр. После осмотра машины начинается оформление диагностической карты, требующее оплаты пошлины в 500 рублей. Технический эксперт вводит уникальный номер операции (УПНО, 30 цифр) из банковской квитанции в систему ЕАИСТО, подтверждая оплату. Казалось бы, остается только получить карту, но возникают проблемы. Система выдает сообщение о непрохождении проверки УПНО, что делает оформление карты невозможным.
Напомним, карта необходима владельцам автомобилей старше 4 лет для постановки на учет, а также тем, кто внес изменения в конструкцию ТС, и автоперевозчикам (такси, автобусы, грузовики), которым она требуется каждые полгода. В ГИБДД объясняют проверку УПНО необходимостью предотвращения получения нескольких диагностических карт по одной квитанции.
Вопрос о происхождении дубликатов оплаченных квитанций остается открытым. Вероятно, проблема связана с отсутствием взаимодействия между базами банков и ЕАИСТО. Банк автоматически присваивает УПНО при оплате пошлины, а в ЕАИСТО номер вводится вручную. Это создает возможность для ввода вымышленного номера. Реформа техосмотра не смогла искоренить продажу карт без осмотра, где пошлины не нужны. Программа генерирует набор цифр, беря за основу номер реальной квитанции и меняя последние цифры. В итоге страдают законопослушные автовладельцы.
Что делать, если оплаченный номер не проходит проверку? Ни операторы техосмотра, ни ГИБДД не дают ответа, но советуют повторно оплатить пошлину и ввести новый УПНО. Не прошедшие проверку платежи можно вернуть.
Существуют и другие нюансы. Например, если пошлина оплачена в Москве, а техосмотр проходится в Ярославле, платеж не будет учтен. Пошлину необходимо оплачивать в регионе прохождения ТО.
Кроме того, при выявлении недостатков и повторной проверке проблемных мест, госпошлину придется оплатить заново, так как оформляется новая диагностическая карта.
По словам гендиректора «Автофорварда» Андрея Мозгина, ошибки в диагностической карте случаются из-за ручного заполнения и неразборчивости документов. Ошибка может привести к необходимости оформления новой карты и оплаты новой пошлины, что ложится на плечи оператора.
Все это пока нерешенные проблемы, и будущее техосмотра остается неясным.