Пересмотр величины утилизационного сбора спровоцировал важные изменения в структуре автомобильной индустрии. Критика этого решения, по мнению специалистов и участников рынка, не учитывает его положительного влияния на развитие российского автопрома и повышение уровня локализации производства. Утверждается, что потребители также выиграют, так как новые правила утилизационного сбора позволят сделать автомобильный рынок в России более прозрачным и предсказуемым, сообщают «Известия».
После ухода зарубежных автопроизводителей у отечественных компаний появился шанс укрепить свои позиции, отмечает Андрей Резников, управляющий партнер компании «ДФ-Трейдинг». Он считает, что увеличение утилизационного сбора – это не просто меры протекционизма, как в Китае или Японии, а в первую очередь защита экономического суверенитета, направленная на предотвращение оттока капитала и стимулирование конкурентоспособности отечественного автопрома. По мнению Резникова, критики не учитывают обширный положительный эффект для всего автобизнеса и рядовых автовладельцев.

Несмотря на повышение утилизационного сбора, существенного роста розничных цен не произошло, а с учетом инфляции они скорее снизились, объясняет Резников. Это связано с высокой конкуренцией между автопроизводителями, ценовыми войнами и значительными запасами автомобилей, импортированных в 2024 году. Попытки отдельных компаний повысить цены сразу же приводили к снижению продаж, вынуждая их предлагать скидки, близкие к себестоимости.
По данным «Автостата», цены на автомобили стали заметно расти только в сентябре, рост составил 6% к прошлому году и 4% к прошлому месяцу, тогда как инфляция достигла 8,4%. Новые ставки утильсбора приведут к росту стоимости подержанных автомобилей, особенно гибридов и премиальных моделей, считает эксперт, потому что уплаченный когда-то утильсбор капитализируется в цене автомобиля. С новыми ставками машины подорожают. А вырученные средства можно направить на покупку нового автомобиля, производство которого локализовано в России.