Skip to content Skip to footer

«Это каторга»: водители такси идут против новых правил

С 1 марта 2026 года на территории Российской Федерации начнет действовать законодательство о локализации транспортных средств, используемых в службах такси, хотя официально оно было принято еще в мае 2025 года. Несмотря на предоставленный почти год для адаптации к новым условиям, представители отрасли сигнализируют о том, что практическая реализация этого закона ставит под вопрос дальнейшее существование таксомоторных компаний. Водители, владельцы автопарков и профсоюзные организации активно выражают свое несогласие, используя наклейки на автомобилях с призывами к пересмотру методов регулирования данной сферы, сообщает Piter.tv.

Закон ограничивает использование в такси только тех машин, которые соответствуют определенному уровню локализации производства. Министерство промышленности и торговли в октябре 2025 года обнародовало первый перечень из 22 марок, получивших одобрение, однако критерии, по которым проводился отбор, остаются неясными. По мнению аналитиков, за этим могут стоять как коммерческие интересы, так и политические мотивы.

Ситуация осложняется тем фактом, что большинство водителей такси являются либо самозанятыми лицами, либо индивидуальными предпринимателями, с ограниченными финансовыми возможностями. Стоимость новых автомобилей, соответствующих установленным требованиям, зачастую превышает их доступные ресурсы. При этом около 90% транспортных средств приобретаются в лизинг, а любая задержка из-за ремонта выливается в финансовые потери. Сами водители утверждают, что российские модели, включенные в список, не выдерживают интенсивной эксплуатации: ежегодный пробег машин такси превышает 100 тысяч километров, и конструкция многих моделей не рассчитана на такую нагрузку.

Водители жалуются на дискомфортные сиденья, недостаточную шумоизоляцию и неудобное расположение педалей. Работа по 12 часов в день в подобных условиях становится физически изнурительной. Многие водители заявляют о готовности покинуть рынок, чем пересаживаться на отечественные автомобили. Особенно остро проблема стоит для тех, кто занимается перевозкой детей или пожилых людей, где комфорт и безопасность играют важную роль.

Еще одной проблемой является административная сторона вопроса. При замене водителя или транспортного средства, таксопарки обязаны исключать машину из реестра и заново вносить ее. Однако после марта 2026 года эта процедура может оказаться невозможной, если автомобиль отсутствует в текущем списке Минпромторга. Это может привести к массовому выводу автопарка с легального рынка и увеличению доли нелегального такси.

Участники рынка подчеркивают, что принятый закон лишает водителей права выбора, ставя их перед выбором: работать в убыток и в тяжелых условиях, или уходить в теневой сектор. Они заявляют, что не возражают против поддержки отечественного автопрома, но считают, что навязывание не доработанных решений разрушит рынок и негативно скажется на пассажирах.

В целях урегулирования ситуации профсоюзы, представители таксопарков и общественных советов организовали серию встреч и круглых столов. По итогам проведенных обсуждений будет подготовлена резолюция с предложениями по внесению изменений в закон и улучшению механизмов его реализации. Пока водители продолжают выражать свое недовольство посредством наклеек на автомобилях, надеясь на то, что их мнение будет услышано, прежде чем ситуация станет неуправляемой.