Skip to content Skip to footer

«ЗР»: эксперт Канунников рассказал про неизвестные модификации ВАЗ-2102

Сергей Канунников, эксперт в области автомобильной истории, поделился информацией о малоизвестных и редких модификациях ВАЗ-2102, автомобиля с кузовом универсал.

В советское время именно эта модель стала первым по-настоящему массовым универсалом. В отличие от немногочисленных и не пользовавшихся спросом «Москвичей» с аналогичным кузовом, и практически недоступных грузопассажирских «Волг», ВАЗ-2102 быстро завоевал сердца советских автолюбителей. Однако, немногие знали о существовании некоторых его особых версий.

Производство ВАЗ-2102, универсала на базе «копейки», стартовало в 1971 году. Автомобиль комплектовался двигателем объемом 1,2 литра и мощностью 64 лошадиные силы. Именно эта версия была наиболее знакома большинству советских водителей.

Менее известной была модификация ВАЗ-21021, оснащенная 1,3-литровым двигателем мощностью 69 л.с., появившаяся в 1974 году. Эти автомобили в основном шли на экспорт, поэтому в СССР их было немного.

Самой редкой версией считается ВАЗ-21023 с 1,5-литровым двигателем мощностью 75 л.с., выпущенная в 1980 году. Эти автомобили также в основном предназначались для зарубежных рынков.

Потребность в модернизации возникла вскоре после начала производства ВАЗ-2101 из-за новых европейских стандартов. Автомобиль получил обновленные сиденья, руль, детали интерьера, бамперы и задние фонари. Так появился ВАЗ-21011. Аналогичные изменения планировались и для «двойки», и именно такой должна была стать версия ВАЗ-21021. Однако модернизированный универсал в серию не пошел, и базовый ВАЗ-2102 внешне остался неизменным. Для экспортных поставок выпускались специальные версии, включая праворульные: ВАЗ-21022 (1,2 л), ВАЗ-21024 (1,3 л) и ВАЗ-21026 (1,5 л).

Внешне экспортные «двойки» редко отличались от обычных советских версий, разве что наличием декоративных молдингов и модных контрастных крыш. Однако в салоне можно было заметить улучшения: модификации ВАЗ-21021-01 и ВАЗ-21023 получали приборную панель от «тройки» и сиденья с подголовниками от «шестерки». Подобные автомобили иногда встречаются на вторичном рынке в Европе.