В нижней палате российского парламента – Государственной думе – предложено перенаправить аккумулируемые бюджетом средства от утилизационного сбора на возведение нового автозавода в России. С инициативой выступил лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов.
Как сообщает Autonews.ru, парламентарий выразил сомнения в целесообразности повышения ставок утильсбора как стимула для иностранных автоконцернов к размещению производств в РФ. По его мнению, российский авторынок недостаточно велик, чтобы оправдать крупные инвестиции.

Миронов полагает, что локализация отдельных проектов реальна, но не приведет к существенным изменениям. Он подчеркивает необходимость постройки автозавода с нуля, ориентированного на выпуск оригинальных российских моделей. Депутат признает сложность этой задачи, но считает её реализуемой, особенно учитывая значительный объем средств, поступающих от утильсбора. Он уверен, что только амбициозные цели позволят восстановить сильный отечественный автопром.
Ранее российское правительство утвердило обновленные правила расчета утилизационного сбора для легковых автомобилей, вступающие в силу с 1 декабря 2025 года. По новым правилам, льготная ставка для физических лиц при ввозе автомобилей из-за рубежа будет действовать только для машин с двигателем мощностью до 160 л.с. Владельцам более мощных автомобилей придется платить коммерческий утильсбор, значительно превышающий льготный.
Утилизационный сбор – это разовый платеж, взимаемый с импортеров, производителей или покупателей автомобилей. Собранные средства предназначены для утилизации автомобилей после окончания срока их службы. Впервые подобный механизм был введен в России в 2009 году, а в полном объеме – в 2012 году. С 2014 года утилизационный сбор платят не только импортеры, но и отечественные автопроизводители.