Skip to content Skip to footer

Эксперт «ЗР» рассказал драматичную историю двигателя ВАЗ первого поколения

Производство двигателей, разработанных для автомобилей ВАЗ, превысило отметку в шесть миллионов экземпляров! Ассортимент включает в себя как массовые модели объемом от 1,2 до 1,8 литров, так и редкие 16-клапанные версии, а также дизельные варианты. Все они берут начало от двигателя, впервые выпущенного 55 лет назад. История его создания в 60-х годах была довольно непростой, даже драматичной.

История появления ВАЗ-2101, автомобиля, ставшего переломным моментом для советского автопрома и страны в целом, полна сложностей и неожиданных поворотов. Одним из ключевых моментов этой истории является создание первого двигателя для ВАЗ.

Разработка двигателя сопровождалась двумя конфликтами. Первый возник между итальянскими и советскими инженерами, а второй – между советскими специалистами и высшим руководством, ответственным за контракт с компанией FIAT.

Советское руководство уже выбрало партнера для строительства современного завода и считало сделку выгодной. Они не вникали в технические детали и раздражались из-за споров между советскими и итальянскими инженерами. Советские инженеры настаивали на том, чтобы FIAT устранила недостатки базовой модели, особенно в отношении двигателя.

Двигатель FIAT 124 объемом 1,2 литра (73×71,5 мм) развивал мощность 60 л.с. при 5600 об/мин и крутящий момент 87 Н·м при 3400 об/мин. Это были хорошие показатели для того времени, но двигатель имел нижний распредвал, что к концу 60-х годов считалось устаревшим решением. Советские инженеры понимали, что базовая конструкция должна быть перспективной и учитывать возможность создания целого семейства двигателей.

Главный конструктор МЗМА Александр Андронов настаивал на использовании верхнего распредвала, а также на алюминиевом блоке с чугунными гильзами, как у нового Москвича-412. Это позволяло упростить ремонт двигателя без специального оборудования. Однако итальянцы категорически отказывались создавать новый двигатель. В самой советской команде не все поддерживали идею алюминиевого блока.

В итоге был найден компромисс – создание двигателя с верхним распредвалом. Чугунный блок был доработан, в частности, увеличено количество каналов для охлаждающей жидкости. Фактически, это был новый двигатель объемом 1,2 литра (76×66 мм).

При степени сжатия 8,8 он оказался мощнее итальянского – 62 л.с. при 5600 об/мин. Крутящий момент возрос до 89 Н·м при 3400 об/мин. Именно с таким двигателем в апреле 1970 года начался выпуск первых автомобилей ВАЗ-2101, известных как «Жигули».