Skip to content Skip to footer

Autonews: юрист Воропаев рассказал, чем грозит «дагестанская» схема покупки авто

На популярных онлайн-площадках объявлений резко возросло предложение автомобилей по аномально низким ценам. Подобные предложения манят российских покупателей возможностью сэкономить от сотен тысяч до более чем миллиона рублей. Однако, как выяснил Autonews.ru в беседе с юристами, риски при такой сделке крайне высоки.

Привлекательные объявления, обещающие значительную выгоду, лежат в основе так называемой «дагестанской» схемы, нацеленной на экономных россиян.

Эта схема преимущественно распространена в Южном федеральном округе и республиках Северного Кавказа, таких как Чечня, Ингушетия и Дагестан. Продавцы из этих регионов размещают объявления о продаже автомобилей по невероятно низким ценам. Внешне это часто выглядят как новые или почти новые автомобили без видимых дефектов, с хорошей комплектацией и привлекательным внешним видом. Но заманчивая обертка скрывает серьезные риски.

Автомобили, предлагаемые по таким ценам, как правило, зарегистрированы на граждан Киргизии, чего продавцы и не скрывают. Сделка оформляется через генеральную доверенность от имени родственников владельца с правом переоформления.

Низкая цена объясняется низкими пошлинами, действующими в Киргизии. Покупатель автомобиля с киргизской регистрацией может ездить по России до года, после чего потребуется выезд из страны и повторный въезд, с обязательным переоформлением генеральной доверенности.

Юрист Лев Воропаев утверждает, что подобную сделку нельзя считать полноценной покупкой. Речь идет лишь о временном праве пользования автомобилем, а не о смене собственника. Покупатель оплачивает право пользования автомобилем, но право собственности остается за прежним владельцем.

Анатолий Семенов, директор Ассоциации параллельного импорта, подтверждает, что это не покупка, а лишь видимость. Автомобиль фактически не становится собственностью покупателя.

Эксперты предупреждают, что использование таких «автомобилей по доверенности» может быть недолгим.

Воропаев напоминает, что опыт с автомобилями, ввезенными из Армении, Абхазии и Казахстана, показал, что подобные схемы работают лишь временно. Автомобили, растаможенные в Киргизии по сниженным тарифам, по сути, не должны покидать пределы этой страны.

При массовом ввозе таких автомобилей государство может ввести ограничения и начать изымать их на штрафстоянки, как это произошло с автомобилями на абхазских и армянских номерах. Водителей могут привлечь к ответственности за управление незарегистрированными автомобилями.

Таможенная служба ужесточила контроль за уплатой пошлин по казахским автомобилям. С владельцев, ввозивших автомобили из Казахстана, с 2024 года начали взимать дополнительный утилизационный сбор.

Риск потерять автомобиль и понести дополнительные финансовые затраты перевешивает кажущуюся выгоду.