С 1 декабря в России вступают в силу новые правила расчета утилизационного сбора на автомобили. Эксперты объясняют, как это повлияет на стоимость машин и стоит ли покупать их заранее.
Что такое утилизационный сбор
Утилизационный сбор — это единоразовый платеж, который оплачивают автопроизводители, импортеры или покупатели для дальнейшей переработки автомобиля после его эксплуатации.
С ноября 2025 года льготы для физических лиц при ввозе легковых автомобилей за границу сохраняются только для машин с мощностью до 160 л.с. Все остальные автомобили облагаются коммерческими ставками, которые заметно выше льготного уровня.
Прогноз экспертов
Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «Автодом», отмечает, что декабрь всегда активен для автосалонов: дилеры заранее накапливают машины, на которые повлияют новые правила. По его словам, возможно небольшое повышение цен, но рынок в целом останется стабильным.
Андрей Терлюкевич из ГК «АвтоСпецЦентр» ожидает спад продаж в конце года: «Сезон роста завершается, а активность рынка в декабре снизится. Оживление стоит ждать только весной 2026 года».
Артемий Тушков, директор компании «Китаян», предупреждает о значительном повышении стоимости автомобилей: «Изменение формул расчета утилизационного сбора для большинства новых иномарок неизбежно приведет к росту цен».
По словам Яна Хайцеэра, вице-президента Национального автомобильного союза, подорожание затронет не только новые машины, но и подержанные, особенно с двигателями свыше 2,0 л и мощностью более 160 л.с. Дополнительное влияние окажут логистика, комплектующие, валютные колебания и акции дилеров.
Николай Иванов из компании «Рольф» уточняет, что резкого скачка цен не ожидается, однако дефицит некоторых моделей усилит эффект удорожания.
Какие машины подорожают сильнее всего
По прогнозам экспертов, наибольший рост цен ожидается у автомобилей с двигателями 160–250 л.с., прежде всего у внедорожников.
Примеры ожидаемого повышения сборов:
- Hyundai Tucson и Kia Sportage — до 750 тыс. руб.
- Chery Tiggo 8 Pro Max — до 842 тыс. руб.
- Hyundai Palisade — 2,1–2,3 млн руб.
- BMW X5 — до 2,87 млн руб.
Хайцеэр добавляет, что машины, растаможенные после 1 января 2026 года, станут ещё дороже с учетом индексации утилизационного сбора.
Илья Петров из АГ «Авилон» уточняет: «На официально ввезенные автомобили цены резко не вырастут, но параллельный импорт с двигателями свыше 160 л.с., включая электромобили и гибриды, станет заметно дороже».
Стоит ли покупать сейчас
Анонс изменений подтолкнул многих россиян к досрочной покупке.
«Спрос в ноябре уже начал падать, часть моделей и комплектаций заканчивается, продажи немного снизятся по сравнению с октябрем», — отмечает Ольховский.
Хайцеэр добавляет: «К концу года рассчитывать на скидки или выгодные предложения не стоит — большинство производителей и импортеров уже свели их к минимуму».