В отношении восприятия старости среди людей нет единой точки зрения. К примеру, обычный американец начинает ощущать возрастные изменения примерно с 47 лет. Организация Объединенных Наций считает периодом старости возраст после 65 лет. В России же старостью, как правило, считают возраст от 70,7 лет. По мнению автора, старость – это состояние, когда пропадает интерес к творчеству.
А что можно сказать о сроке годности бензина? Действительно ли он портится со временем? Задает вопросы «За рулем»
В отличие от человека, для бензина существует четкое официальное определение его пригодности к использованию. Согласно ГОСТ 32513-2013:
«10.2 Гарантийный срок хранения бензинов всех марок – 1 год с момента производства. По истечении этого срока бензин необходимо проверить на соответствие требованиям стандарта перед использованием».
ГОСТ утверждает, что производитель гарантирует соответствие бензина стандартам качества при условии соблюдения правил транспортировки и хранения.
Реальный срок службы бензина намного больше, чем указанный год, и многие водители считают этот период заниженным для тех, кто запасает топливо впрок.
Примеры из практики показывают, что топливо, хранившееся много лет, успешно использовалось.
Во многих заброшенных автомобилях оставалось топливо, которое позволяло завести двигатель после длительного простоя. Неужели ГОСТ ошибается?
Стандарт не обманывает, он учитывает различные факторы, которые влияют на качество бензина, и устанавливает минимальный срок, гарантирующий его пригодность.
На качество бензина негативно влияют высокая температура, влажность и ультрафиолетовое излучение. Это приводит к распаду присадок, образованию смол и снижению октанового числа.
Считается, что в баке бензин может храниться год или два, незначительно теряя свои свойства из-за испарения фракций. Но потребители не всегда верят в это.
Заведется ли двигатель на просроченном бензине? Скорее всего, да, и будет работать. Однако это может привести к проблемам: продукты окисления вызывают отложения на клапанах и поршнях, смолы забивают форсунки, и увеличивается расход топлива.
Современные двигатели очень требовательны к качеству топлива, в отличие от старых, таких как ГАЗ-66, которые были всеядными.
Еще одна проблема – использование «несезонного» бензина.
Владельцы бензиновых автомобилей обычно не выбирают зимнее или летнее топливо на заправках. Однако действующий стандарт предусматривает производство 10 классов бензина, отличающихся по испаряемости.
Два класса бензина предназначены для лета, четыре – для межсезонья, и четыре – для зимы. Зимой использование летнего бензина с низкой испаряемостью может затруднить запуск двигателя в мороз. Использование зимнего топлива летом может привести к образованию паровых пробок, особенно в карбюраторных машинах и мотоциклах.
Конкретные сроки использования различных видов бензина носят рекомендательный характер.
Удивительно, но современный бензин быстрее теряет свои свойства, чем его предшественник с тетраэтилсвинцом. В 1970-х годах срок хранения бензинов с октановым числом от 93 до 98 составлял: 24 месяца для северной зоны, 18 месяцев для средней зоны и 6 месяцев для южной зоны.
Современные стандарты устанавливают гарантийный срок хранения любого бензина в один год, независимо от октанового числа.