Skip to content Skip to footer

Повышение утильсбора грозит обрушением продаж новых машин в России

По оценкам зарубежных экспертов, в начале 2026 года российский авторынок ожидает существенный спад, а восстановление ожидается не ранее конца будущего года. Главной причиной надвигающегося кризиса называется значительное увеличение размера утилизационного платежа, что неминуемо приведет к росту цен на автомобили. Текущий резкий скачок продаж в октябре специалисты рассматривают как временное явление и ажиотаж, вызванный исключительно желанием граждан приобрести автомобиль до вступления в действие новых тарифных правил.

Корни глубоких проблем в структуре отрасли уходят в 2022 год, когда уход западных компаний и высокие процентные ставки по кредитам негативно отразились на некогда перспективном рынке, сообщает агентство Reuters. Ситуация усугубляется общим замедлением экономики и предстоящим увеличением налогов: с декабря вырастут ставки для ввозимых физическими лицами автомобилей с большой мощностью, а с января произойдет плановая индексация утилизационного сбора примерно на 10% для всех видов транспорта.

Официально, утилизационный сбор призван поддерживать отечественных производителей, получающих государственные субсидии, однако финансовое бремя испытывают все игроки рынка. В условиях ожидания роста цен, средняя стоимость нового автомобиля уже достигла рекордной отметки, превысив три миллиона рублей. Основную долю продаж сейчас занимают китайские марки, но даже их успехи не могут компенсировать общее снижение объемов продаж и ухудшение динамики по сравнению с прошлым годом.

Представители дилерских сетей и аналитики прогнозируют крайне низкие показатели в начале следующего года, поскольку основной спрос был удовлетворен покупателями во время осеннего всплеска. Ожидается, что январь и февраль станут провальными месяцами со значительным падением продаж, так как рынок будет перенасыщен сделками, совершенными ранее. Несмотря на то, что благодаря ажиотажным закупкам итоговые цифры текущего года могут превысить самые пессимистичные прогнозы, основная тенденция остается негативной.

Дополнительное давление окажет планируемое повышение налога на добавленную стоимость до 22% в 2026 году, необходимое для финансирования государственного бюджета. Потребители, осознавая неизбежность существенного роста цен, стараются завершить сделки заранее, несмотря на неоправданно высокие текущие цены. Многие покупатели воспринимают текущую ситуацию как, возможно, последнюю возможность приобрести новый автомобиль хорошего качества на относительно выгодных условиях перед следующим витком инфляции.