При выборе моторного масла ключевым фактором является категория его применения, обозначаемая латинскими буквами, например, SL или SN. Чем дальше вторая буква от начала алфавита, тем более продвинутым считается масло. Нельзя использовать масла с категорией ниже рекомендованной. Самые современные масла маркируются SQ и универсальны в применении, включая и отечественные продукты, такие как «Лукойл» и «Газпром». Они полностью совместимы с более ранними категориями, такими как SM и SL, сообщает «За рулем».
Замена масла на категорию ниже допустима лишь временно и в крайних случаях. Например, если в дороге двигатель остался без масла, лучше долить что-либо, чем продолжать движение без смазки. Однако, как только появится возможность, масло следует заменить полностью.
Большинство современных масел тестируются на совместимость с другими маслами на рынке. Поэтому выбор конкретного бренда часто обусловлен репутацией, а не техническими характеристиками. Отечественные масла высшего качества обычно поставляются на станции техобслуживания, особенно для гарантийных автомобилей.
Импортные масла все еще доступны, но их происхождение может быть сомнительным из-за распространения контрафакта. В такой ситуации безопаснее использовать отечественную продукцию. Для удобства выбора производители, такие как «Лукойл», Sintec Lubricants и «Газпромнефть», предлагают онлайн-подборщики масел.
Не стоит экспериментировать с неизвестными или подозрительно дешевыми маслами. На российском рынке представлено более тысячи брендов смазочных материалов. Лидерами по объему поставок являются российские компании «Роснефть», «Лукойл» и «Газпромнефть». Также растет импорт из Турции, Кореи и Юго-Восточной Азии. Некоторые европейские бренды, такие как Aimol, Addinol, Eni, Fuchs, Mannol, Ravenol и Rowe, увеличивают свои поставки. Подделка известных брендов может нанести серьезный вред двигателю, поэтому от масел неизвестных марок лучше воздержаться.
Вязкость масла, рекомендованная производителем двигателя, должна соблюдаться. Например, если указано 5W-30, не стоит отклоняться от этих параметров. Для запуска двигателя в мороз лучше использовать масла с обозначением 0W, которые обеспечивают максимальную морозостойкость. Цифры после W указывают на характеристики масла при рабочей температуре. Масла 0W-30 и 0W-40 могут вести себя по-разному при холодных пусках. Масла 0W-20, популярные сегодня, предназначены для современных двигателей и не подходят для старых моторов с большими зазорами. Они также не подходят для изношенных двигателей из-за увеличенных зазоров и неспособности масляного насоса создать необходимое давление.
В экстренных случаях лучше долить любое масло, чем ехать без него, но длительное использование может привести к проблемам. «Прожаривание» масел на сковородках дает лишь визуальную информацию и не позволяет судить о качестве присадок или защитных свойствах масла. Реальный двигатель работает в сложных условиях с постоянной циркуляцией и охлаждением, чего невозможно достичь на сковородке.