Skip to content Skip to footer

Европейские автозаводы массово закрываются: отрасли грозит крах

Впервые за последние пятьдесят лет финский завод Valmet Automotive полностью прекратил свою деятельность. Работники предприятия, расположенного в Уусикаупунки, начали получать уведомления о планируемых увольнениях в начале месяца. Как сообщает «Автостат», за полувековую историю здесь осуществлялась сборка автомобилей различных брендов, начиная от SAAB и Opel и заканчивая Mercedes-Benz, чье производство велось с 2013 года. В настоящее время и покрасочные, и сборочные цеха приостановили работу, а руководство не видит возможностей заключения новых соглашений с автомобильными компаниями.

Проблемы, с которыми столкнулся Valmet, являются лишь частью более масштабного кризиса, охватившего европейскую автомобильную промышленность в целом. По данным «Автостата», еще в прошлом году агентство Bloomberg высказывало опасения относительно массового закрытия автомобильных заводов в Европейском союзе. Причиной этому служит хроническая неполная загрузка производственных мощностей и избыточное предложение автомобилей. Среди возможных кандидатов на закрытие упоминались такие крупные компании, как BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen и французский концерн Stellantis.

В конце ноября 2024 года компания Volkswagen уже объявила о закрытии сразу трех своих заводов, расположенных в Германии. А уже в начале 2025 года Audi подтвердила приостановку производства на своем заводе в Брюсселе, где выпускались электрические кроссоверы Q8 e-tron и Q8 e-tron Sportback. Последние автомобили сошли с конвейера 8 февраля. Stellantis также предпринял аналогичные меры: в феврале компания прекратила производство на старейшем заводе в Великобритании, расположенном в Лутоне, где ранее собирались популярные модели Opel и Vauxhall. Профсоюзы Франции заявили, что в течение ближайших трех лет производство автомобилей на заводах Stellantis во Франции снизится на 11%, а к 2028 году объем производства сократится до 587 800 автомобилей.

Ситуация осложняется переходом Европы на электромобили и усиливающейся конкуренцией со стороны китайских производителей. Дополнительное давление создают торговые ограничения, введенные Соединенными Штатами Америки. В результате, согласно оценкам экспертов, около трети европейских автомобильных заводов находятся под угрозой закрытия. Многие компании вынуждены либо сокращать объемы производства, либо переносить их в страны с более низкими издержками.

Руководитель ACEA и глава Mercedes-Benz Ола Каллениус недавно предупредил, что европейскому автопрому осталось совсем немного времени для адаптации к новым условиям. По результатам опросов, 70% поставщиков уже испытывают сильное давление со стороны китайских конкурентов. Если не будут приняты срочные меры, производство автомобилей в Европе может оказаться под угрозой исчезновения.

Прогнозы экспертов не обнадеживают: к 2030 году только в Германии может быть потеряно до 100 тысяч рабочих мест. Volkswagen планирует сократить 35 тысяч сотрудников, Audi — 7,5 тысячи, Bosch — 18,5 тысячи. Крупные игроки рынка, такие как Continental, ZF, Schaeffler, Porsche и Ford, также объявили о серьезных сокращениях рабочих мест и закрытии предприятий. Вопрос о перспективах европейской автомобильной промышленности в новых рыночных условиях остается открытым.