В наши дни дизельный двигатель в легковом автомобиле не вызывает удивления. Однако для граждан Советского Союза подобная техника долго оставалась недостижимой мечтой. В СССР легковые автомобили с дизельными моторами практически не производились для широкого потребления. Почему сложилась такая ситуация и что тормозило развитие этой отрасли?
В Европе первые дизельные легковые автомобили появились ещё в 30-х годах XX века. Спрос на дизельное топливо там быстро рос, и автопроизводители активно разрабатывали новые технологии. В Советском Союзе всё было иначе. Дизельные двигатели, конечно, выпускались, но почти все они шли на нужды армии и грузового транспорта. Для обычных автолюбителей дизель оставался недоступной экзотикой.
В 30-е и 40-е годы автомобилизация в СССР только начиналась. Легковой автомобиль являлся предметом роскоши, а промышленность была сосредоточена на других задачах. Основной акцент делался на производстве военной техники и развитии тяжёлой промышленности. О массовом выпуске легковых автомобилей не было и речи, и лишь после 1945 года автомобилизация начала постепенно набирать обороты.
Основная причина, по которой дизельные двигатели не получили распространения в советских легковых автомобилях, заключалась в низкой цене бензина. В стране не было конкуренции между типами топлива, в отличие от западных стран, поэтому не было стимула для внедрения дизельных технологий в гражданские автомобили. Первый дизельный двигатель для легкового ВАЗа был разработан только в 1986 году, и то в ограниченном количестве.
Ещё одним важным фактором была высокая стоимость и сложность дизельных двигателей. Их производство требовало более точной топливной аппаратуры и развитых технологий, что делало их дороже бензиновых. Конструкторы считали, что не стоит усложнять производство ради незначительного сегмента рынка. Кроме того, дизельные двигатели тех лет не отличались выдающимися характеристиками. Например, ресурс до первого капитального ремонта у дизельного МАЗа и бензинового ЗИЛа был одинаков – 105 тысяч километров. При этом обслуживание дизельного двигателя требовало специального оборудования, которое было доступно не во всех сервисах.
Климатические условия СССР также сыграли свою роль. Зимы в стране суровые, а дизельное топливо тех лет плохо переносило морозы. Уже при -18-20 градусах оно теряло свою текучесть, а при более низких температурах вовсе переставало прокачиваться через топливную систему. Даже если топливо оставалось жидким, оно плохо воспламенялось в цилиндрах, что затрудняло запуск двигателя. В результате эксплуатация дизельных легковых автомобилей в большинстве регионов страны была практически невозможна.
Наконец, дизельные двигатели были очень чувствительны к качеству топлива. В условиях огромных расстояний и не всегда стабильных поставок ГСМ в СССР обеспечить необходимую чистоту дизельного топлива было сложно. Это еще больше уменьшало привлекательность дизеля для массового рынка.
В конечном итоге сочетание экономических, технологических и климатических факторов привело к тому, что легковые автомобили с дизельными двигателями так и не стали частью советской действительности. Даже когда в мире дизельные легковые автомобили набирали популярность, в СССР эта тенденция осталась незамеченной.