Skip to content Skip to footer

Доля тяжелых грузовиков из КНР на российском рынке идет вниз

После бурного роста в предыдущие годы, китайские грузовики теряют позиции на российском рынке. Сдерживающими факторами для продаж китайских производителей стали утилизационный сбор, аннулирование разрешений на реализацию некоторых моделей и сомнения в качестве сервисного обслуживания. Ожидается, что доля китайских марок продолжит сокращаться, особенно в случае запуска локального производства в России, на что рассчитывает правительство, сообщает Ъ.

По данным «Автостата», доля новых китайских тяжелых грузовиков (с массой более 16 тонн) на российском рынке за период с января по ноябрь уменьшилась примерно на 17 процентных пунктов по сравнению с прошлым годом: с 70% до 53%. Вместе с тем, доля российских производителей, согласно информации агентства, увеличилась с 20% до 36%. Белорусские грузовики заняли 7% рынка, тогда как годом ранее этот показатель составлял 5%.

Эксперты отмечают, что на динамику китайских брендов оказывают влияние несколько факторов. В частности, утильсбор предоставляет российским производителям ценовое преимущество перед импортной продукцией, как отмечает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По мнению эксперта, доля российских производителей могла бы быть еще больше, если бы не жесткий контроль над экспортными государственными программами КНР (китайские производители получают субсидии на экспорт продукции). Подтверждается и факт того, что китайские грузовики часто продаются в убыток для выполнения плановых показателей.

Среди других причин снижения продаж китайских грузовиков — отзыв ОТТС (одобрения типа транспортного средства) на ряд моделей, что фактически означает запрет на их продажу, как напоминает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В июле ограничения коснулись грузовых автомобилей Sitrak, Dongfeng, Foton и FAW, однако Sitrak удалось восстановить ОТТС в сентябре. Кроме того, на снижение спроса на грузовики из КНР влияют проблемы с сервисным обслуживанием, система которого зачастую остается недостаточно развитой, как сообщил источник. Однако другой источник полагает, что этот фактор оказывает меньшее влияние на продажи, чем ценовой вопрос.