Впервые за пять лет доминирование китайских автопроизводителей на российском авторынке оказалось под вопросом. Наблюдается снижение их рыночной доли в пользу машин локальной сборки. Как сообщает «Российская газета», эта тенденция проявляется на фоне общего уменьшения объёмов продаж: за одиннадцать месяцев текущего года рынок новых легковых автомобилей сократился на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Несмотря на лидирующие позиции китайских автомобилей, динамика продаж основных игроков рынка выглядит не лучшим образом. Согласно данным ГК «АвтоСпецЦентр», с января по октябрь 2025 года Haval продал 135,8 тыс. автомобилей, что на 15% ниже прошлогоднего результата. У Chery падение еще более существенное – минус 29% (94,4 тыс. единиц), а продажи Geely упали на 41% (76,6 тыс. единиц). Дилеры констатируют, что доля китайских марок уменьшилась – это первое такое снижение за последние пять лет. В группе компаний «Автодом» в качестве причин указывают рост утилизационного сбора, высокую ключевую ставку и усиление конкуренции со стороны автомобилей, производимых в России (TENET) и Беларуси (Belgee).
По оценке ассоциации «РОАД», китайские бренды все еще занимают значительную часть рынка – 55-60% новых легковых автомобилей. Однако, как отмечают в пресс-службе организации, важно анализировать не только долю, но и абсолютные показатели, которые действительно уменьшились. При этом снижение наблюдается по всему рынку, а не только по отдельным маркам. Среди основных факторов эксперты называют общее снижение спроса из-за дорогих кредитов, увеличение стоимости логистики и подорожание владения автомобилем. Кроме того, часть покупателей переключилась на вторичный рынок в поисках более доступных вариантов, что также сдерживает продажи новых автомобилей.

В ноябре 2025 года наблюдался рост на 5% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года – было продано 127,9 тысячи новых легковых автомобилей. Аналитики «Автостата» объясняют этот скачок стремлением покупателей приобрести автомобиль до очередного увеличения утилизационного сбора с 1 декабря. Этим также объясняется увеличение доли премиальных автомобилей до 12%.
Прогнозы на будущее даются с осторожностью. В «Автостате» не ожидают значительного роста и предполагают, что в следующем году рынок останется примерно на текущем уровне, с возможными колебаниями в пределах 10%. Дальнейшая динамика, по мнению экспертов, будет сильно зависеть от макроэкономической ситуации и доступности кредитных средств.
В то же время в ГК «Автодом» придерживаются более пессимистичного сценария. Там считают, что тенденция к снижению продаж сохранится из-за сезонного спада, возможного увеличения НДС до 22% и роста утилизационного сбора. Ассоциация «РОАД» также готовится к сложному первому кварталу 2026 года. После относительно удачного декабря они ожидают резкого снижения покупательской активности, что станет серьезным испытанием для дилеров в условиях сохраняющегося финансового и регуляторного давления.