В истекающем году российский авторынок был отмечен интенсивной конкуренцией в ценовой политике и реализацией накопившихся запасов, сформированных на фоне ожиданий изменений в утилизационном сборе. Теперь главный вопрос – какие факторы определят динамику в 2026 году.
По мнению Виктора Пушкарёва, которого цитирует «Автостат», наиболее вероятный сценарий развития рынка сопоставим с результатами 2025 года, предполагая около 1,32–1,34 млн реализованных новых автомобилей. Оптимистичный прогноз допускает увеличение продаж до 1,45 млн, в то время как пессимистичный – их снижение до 1,2 млн. При этом, санкционные ограничения и увеличение издержек ведения бизнеса из-за налогов, сборов и тарифов продолжат оказывать давление на спрос. На ценообразование прямое влияние окажут размер утилизационного сбора, ключевая ставка, валютные курсы и инфляция.

Наиболее уязвимый период – начало года. Из-за корректировки правил расчета утилизационного сбора аналитики прогнозируют повышенный спрос до 60 тыс. автомобилей, что приведет к переносу покупок с 2026 года на конец 2025 года и, как следствие, к существенному падению продаж в первые месяцы. В «Аларм-Моторс» также предостерегают, что первый квартал будет характеризоваться слабостью, обусловленной, в частности, ограниченными запасами у ряда компаний и осторожной стратегией, направленной не на количественные, а на качественные показатели.
Проблема складских запасов уже не столь актуальна, как годом ранее. По информации «Автостата», рекордный импорт новых автомобилей в 2024 году (около 925 тыс. единиц) и высокие показатели производства российских заводов способствовали формированию значительных складских запасов, однако в 2025 году основная часть «излишков» была реализована. Роман Слуцкий (ГК «Аларм-Моторс») полагает, что существенного переизбытка автомобилей не будет до конца первого полугодия: производители продолжат переходить к местной сборке, а процессы локализации часто происходят с задержками. По его оценке, производственные мощности начнут функционировать в полную силу ко второй половине года, которая может стать основным драйвером годового объема продаж.
Во всех аналитических комментариях подчеркивается важность локализации производства. В Major считают, что в 2026 году рынок стабилизируется по объему, однако внутри сектора продолжится структурная трансформация: после изменений в утилизационном сборе сборка автомобилей в России становится необходимостью для многих марок для поддержания конкурентоспособных цен. Юрий Тен (Terminal A) отмечает, что альтернативные каналы импорта в любом случае будут сокращаться в пользу официальных, а начало года будет ознаменовано распродажами складских запасов и активизацией спецпредложений.
Отдельный параметр – стоимость и кредитование. Эксперты констатируют, что средняя стоимость нового автомобиля в 2025 году увеличилась примерно на 10% (с 3,11 до 3,42 млн рублей к октябрю), а средний размер автокредита, по данным НБКИ, — на 25% (с 1,21 до 1,51 млн). Аналитики делают вывод, что даже при смягчении кредитно-денежной политики Центрального банка рост цен в 2026 году, скорее всего, не прекратится, а доступность новых автомобилей продолжит снижаться, рынок приближается к новому «потолку» на уровне пола.