Skip to content Skip to footer

Вторичному авторынку грозит почти полная остановка: что говорят эксперты

Вероятная отмена льготного утилизационного сбора для физических лиц на автомобили с двигателями свыше 160 л.с. в 2026 году может заметно изменить ситуацию на рынке подержанных автомобилей. Автодилеры предвидят уменьшение предложения в данном сегменте и нехватку машин ушедших с российского рынка европейских, корейских и японских брендов. Одновременно с этим ожидается рост интереса к автомобилям китайского производства.

Опрос, проведенный «Коммерсантом» среди экспертов, выявил различные точки зрения на последствия грядущих изменений. Аналитики полагают, что высокая процентная ставка ЦБ продолжает оставаться основным препятствием для развития автомобильного рынка. Согласно мнению участников рынка, прекращение действия льготы по утилизационному сбору для транспортных средств мощностью более 160 л.с. с 1 декабря не окажет существенного влияния на общую динамику, так как основная доля сделок на вторичном рынке (около 70%) приходится на автомобили с меньшей мощностью.

Прогнозируется, что в 2025 году рынок автомобилей с пробегом увеличится на 1–6%, достигнув объема в 6,1–6,25 млн единиц. При этом будет наблюдаться дальнейшее старение автопарка.

Однако не все эксперты разделяют пессимистичные прогнозы. В ассоциации «Российские автомобильные дилеры» считают, что вторичный рынок сможет сохранить стабильность при условии дальнейшего снижения продаж новых автомобилей.

«Мы не ожидаем увеличения объемов продаж в связи с уменьшением потребительской активности, высоким значением ключевой ставки и ужесточением условий автокредитования», – сообщают в ассоциации.

Дмитрий Карев, руководитель отдела автомобилей с пробегом в ГК «Автодом» и ГК «АвтоСпецЦентр», высказывает осторожный оптимизм, ожидая рост вторичного рынка на 3–5% в 2026 году.

По предположению Вадима Черноусова, директора департамента продаж автомобилей с пробегом в компании «Рольф», объем продаж останется на уровне 2025 года либо увеличится на 4%.

Изменение правил утилизационного сбора способно стимулировать часть автовладельцев к приобретению новых автомобилей. Автомобили с мощностью свыше 160 л.с. занимают сравнительно небольшую долю на вторичном рынке.

Единогласным мнением экспертов является прогноз о продолжении старения автопарка в 2026 году.